Преемственность поколений: тверской учитель из педагогической династии продолжает фамильное дело
Альманах «Педагогические династии России» – проект Министерства просвещения, состоящий из нескольких частей, – публикаций о семьях в социальных сетях и итогового электронного альманаха. Он находится в свободном доступе и дает возможность познакомиться с историей российского учительства на примере разных поколений педагогов. Его герои – семьи, связавшие свою жизнь с обучением и воспитанием детей.
Об альманахе и педагогических семейных традициях «Вести Тверь» побеседовали с Сергеем Дмитриевым – самым молодым представителем династии Тихомировых-Дмитриевых, учителем географии Тверского лицея. Сергей принадлежит к числу тех педагогов, которые совмещают в себе преподавательский опыт, знания и по-настоящему творческое, душевное отношение к самому процессу обучения школьников.
Подготовка к альманаху
«Всю информацию для альманаха предоставила моя мама, Елена Евгеньевна Дмитриева (дочь родоначальника династии). Собрать ее оказалось не так сложно, так как в нашей семье уже давно сделана “Родословная Тихомировых-Дмитриевых”», - поделился Сергей.
Педагог отметил, что для альманаха оформили уже имеющиеся сведения и отправили их вместе с заявкой в Министерство образования Тверской области. Основным требованием к участию стало то, что династия должна состоять как минимум из трех педагогических поколений.
Начало педагогической династии Тихомировых-Дмитриевых
У династии Тихомировых-Дмитриевых из Тверской области общий педагогический стаж 130 лет.
История династии началась в середине XX века с Евгении Ивановны Тихомировой, учительницы начальных классов, она более 45 лет посвятила обучению и воспитанию детей в Тверском регионе и Пермском крае.
Евгения Ивановна начала свою преподавательскую деятельность в деревне Рамешки Молоковского района Калининской (ныне – Тверской) области после окончания педагогического училища. Позже она работала в учебных заведениях Пермского края. По возвращении в Тверскую область педагог сначала работала директором Студено-Польской школы, позже – воспитателем детского сада в совхозе «50 лет СССР» деревни Каликино, а с 1979 года преподавала в начальных классах Заволжской школы Калининского округа Тверской области.
«За свою работу в 1986 году она была удостоена звания «Отличник просвещения РСФСР», - рассказал Сергей Дмитриев.
Дочери Евгении Ивановны, Евгения и Елена, пошли по стопам своей мамы. Елена Евгеньевна Дмитриева (Тихомирова) начала профессиональный путь в Заволжской средней школе учителем биологии, а затем связала жизнь с географией. Уже 34 года она работает в тверских школах и три из них является заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
«Сразу после окончания университета мама пошла работать в Заволжскую среднюю школу Калининского района учителем биологии, вела труды, кружок «Юный натуралист», факультатив «Тайны, загадки, гипотезы». Потом перешла учителем географии в МОУ СОШ №14 Твери, где уже работал также учителем географии мой отец, Вячеслав Борисович Дмитриев», - рассказал Сергей.
Вместе они руководили туристическим клубом «Алые паруса». Вячеслав Борисович занимался туризмом и ориентированием, а Елена Евгеньевна – краеведением, топографической съемкой местности и бытом палаточного лагеря. С 4-летнего возраста Сергей вместе с родителями всегда участвовал в походах.
Елена Евгеньевна вела активную педагогическую жизнь, участвовала в различных конкурсах. На ее счету звание победителя городского конкурса «Учитель года-94», трижды «Лучший учитель России» (с 2019 «Конкурс на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности»).
«Мама всегда для меня была примером. Я не перестаю удивляться ее энергии, жизнерадостности, чувству юмора, умению все делать в срок и везде успевать. Она научила меня терпению и сдержанности, умению слушать и слышать других людей. У нее всегда было время и для меня, и для других учеников», - поделился Сергей Дмитриев.
Преемственность поколений
Сергей в профессии уже 6 лет. Он всегда знал, что хочет быть учителем, однако, окончив университет с красным дипломом, – сразу в школу не пошел, на некоторое время устроился менеджером. Когда родилась дочь, он понял, что хочет видеть, как растет и развивается малышка не только вечером после работы или на выходных. Ему хотелось быть с ней рядом чаще и больше. Тогда обстоятельства сложились наилучшим образом – Сергея взяли географом в Тверской лицей, а дочка готовится поступить туда уже в следующем учебном году.
«Сейчас для меня важно не просто быть учителем, а быть хорошим педагогом. А направление работы определилось само, ведь мои родители - географы, и я тоже закончил геофак и преподаю географию».
Сергей часто обращается за советами к родителям, ведь они преподают более 35 лет. Особенно это касается участия в профессиональных конкурсах.
Членов династии помимо кровных уз объединяет место работы: они исполняют свой профессиональный долг в качестве учителей в школах. Общая черта всех членов семьи – преданность образованию. Некоторые традиции преподавания передаются из поколения в поколение.
У Тихомировых-Дмитриевых, как и у многих педагогических семей, есть свои профессиональные традиции. В первую очередь они касаются принципов обучения и воспитания.
Сергей отмечает, что для них, как педагогов, важно чувство юмора. Оно может снять напряженность в классе, изменить отношение учеников к учителю и позволяет позитивно смотреть на жизнь. Кроме этого, для педагогов важно верить в высокие результаты и возможности своих воспитанников, а также поддерживать веру в себя у самих учеников. При этом Тихомировы-Дмитриевы помнят и напоминают, что у каждого есть право на ошибку и возможность ее исправить. Следующей традицией является воспитание в себе последовательности – учителю, на их взгляд, нужно быть стабильным, а не непредсказуемым. Еще одной чертой, которую педагоги династии из Тверской области передают как традицию, стала справедливость. В их учебном процессе нет необоснованных отметок, любая полученная учеником оценка – обязательно аргументирована.
Взрослые, работающие учителями, стали примером для подражания и для маленькой дочери Сергея.
«Дочери уже 6 лет, и ей нравится играть роль учительницы музыкальной школы. Бабушка у нее - ученица, а дедушка – родитель, которого вызывают в школу, потому что ученица не всегда учит уроки и балуется. Дочь объясняет, что надо стараться, тогда все получится и оценки будут хорошими», - рассказал Сергей.
Быть учителем
По мнению Сергея Дмитриева, учитель должен обладать терпением и выдержкой, общительностью, умеренной требовательностью и строгостью, но вместе с тем доброжелательностью и отзывчивостью, интеллигентностью и порядочностью.
«Для меня учитель – это в первую очередь «педагог-информатор», который должен всегда решать проблему: как определенный объем материала уложить в урок, искать новые подходы и подачу. Также учитель - «педагог-технолог», он должен помнить, что он автор своего проекта взаимодействия с учениками. Еще учитель – это режиссер и актер в одном лице – он пишет свой сценарий и вместе с учениками становится участником общего действа. Учитель должен вдохновлять, видеть в каждом своем воспитаннике уникальную личность».
Педагогические династии ценны тем, что более опытные и старшие поколения передают свои знания, полученные на личном опыте, молодым. Это сохраняет и семейную преемственность, и уникальные педагогические подходы.
Сергей сравнивает педагога с магическим кристаллом, глядя через который ученик может увидеть волшебный, необыкновенно красивый мир, или с увеличительным стеклом, при помощи которого можно разглядеть предметы, невидимые невооруженным взглядом.
«Мне, конечно, хочется быть таким магическим кристаллом. А вдохновляют меня на это мои главные учителя – родители», - подытожил Сергей.
Фото и текст: Ярослава Белякова/ Вести Тверь