Отвечает юрист: что делать, если вам некачественно оказали услугу
- Насколько остро сегодня стоит вопрос защиты прав потребителей? Помнится, что некоторое время назад про это говорили всегда и везде.
- Вопросы защиты прав потребителей всегда были и остаются актуальными и значимыми. Сегодняшний 2022 год ознаменован тем, что прошло 30 лет после принятия и вступления в силу Закона «О защите прав потребителей». Мы можем с уверенностью сказать о том, что данный закон действует и сложившаяся судебная практика по защите прав потребителей как никогда подтверждает незыблемость его положений, не считая некоторых изменений и дополнений, которые вносились законодателем.
- На какие отношения не распространяется закон о защите прав потребителей?
- Действие закона о защите прав потребителя не распространяется на отношения между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных бытовых нужд, а также на случаи приобретения товаров, использования услуг гражданином – предпринимателем не для личных бытовых нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности и на случаи, когда приобретаемые товары, заказываемые работы и оказываемые услуги предназначены для удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций.
- А в каких тогда случаях мы можем обращаться к закону?
- Сфера действия названного закона достаточно широкая. Он применим к отношениям, вытекающим из договоров купли-продажи; имущественного найма, в том числе бытового проката, безвозмездного пользования имуществом; найма (аренды) жилого помещения; по ремонту жилищного фонда, обеспечению работы инженерного оборудования, по обеспечению коммунальными услуг, их багажа и грузов; комиссии, хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных бытовых нужд потребителя – гражданина, в том числе оказание консультационных услуг. Поскольку сфера применения закона достаточно широкая, то помимо него применяются положения ГК РФ и другие законодательные акты, которые также следует учитывать при предоставлении конкретных услуг.
Закон о защите прав потребителей насчитывает 46 статей, состоит из четырех глав и третья глава в нем непосредственно посвящена защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).
- Как потребитель может себя защитить, если ему оказана некачественная услуга?
- При обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель по своему выбору вправе потребовать:
1) безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
2) соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
3) безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;
4) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами (ст. 29 закона «О защите прав потребителей»).
Отмечу, что удовлетворение данных требований потребителя не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги). Определившись со своими требованиями, потребитель вправе предъявить претензию исполнителю, а в случае ее неудовлетворения обратиться в суд.
- Что делать, если услуга оказывалась неофициально – без подписания документов, можно ли что-то требовать с мастера, например, по установке сантехники, в таком случае?
- Закон о защите прав потребителей предусматривает заключение договора, например, на оказание услуг. Подтвердить заключение договора возможно, в частности, путем представления акта приемки работ. В противном случае доказать факт заключения договора оказания услуг не предоставляется возможным. Кроме того, следует учесть и тот факт, что закон не распространяется на отношения между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных бытовых нужд и требовать с мастера по установке сантехники в виду ненадлежащего оказания услуг не будет никаких оснований.
- То есть в полицию или прокуратуру обращаться бессмысленно?
- Правоохранительные органы, как правило, в данном случае не смогут помочь «пострадавшему потребителю». В Российской Федерации действует принцип свободы договора, и если, выбирая того или иного исполнителя, вы руководствовались принципом экономии, не оформив необходимых документов, то при некачественном оказании услуг не представляется возможным говорить о противоправном характере действий. Поэтому защита прав «потребителя» в данном случае не может осуществляться путем обращения в правоохранительные органы, даже если услуга оказана некачественно или не оказана.
Судебный порядок защиты нарушенных прав может быть эффективен только в случае, если у Вас сохранились документы, подтверждающие оплату денежных средств, а также какие-либо документы, характеризующие взаимоотношения сторон. Поэтому при заказе каких-либо услуг очень важно надлежащим образом оформлять отношения, заключать договор и оформлять иные необходимые документы.
Фото: freepik
Подготовка материала: Никита Макаров