Тверские летчики отметили День Военно-воздушных сил
12 августа праздник отмечают те, кто не может жить без неба. Российские ВВС – это сотни летчиков, инженеров и техников. А еще проверенные временем самолеты. Тверская область в системе военно-воздушных сил занимает особое место. В Твери на аэродроме Мигалово базируется 196-й военно-транспортный полк с богатой историей и традициями.
«Мой любимец, моя жизнь. Это семья. Этот самолет я получал в Ташкенте, в свое время, перегонял с завода. Много с этим связано, с этой птицей. Считаю самолет ИЛ-76-й изумительным красавцем. В технике пилотирования - шикарный».
Еще в детстве Аркадий Якимов мечтал стать летчиком. Иначе и быть не могло. Родился в семье военного. Жили тогда в Средней Азии, мотались по различным гарнизонам: Фрунзе, Кант, Джамбул, Ташкент. После школы поступил в Балашовское военное авиационное училище. Конкурс был жёсткий - 20 человек на место. У летчика все должно быть идеальным – зрение, слух, вестибулярный аппарат.
«Отбор в авиацию идет гораздо круче, чем в другие войска. Раньше это было очень серьезно. Когда я поступал в училище, было по первой группе категории здоровье, в принципе, как у космонавтов».
В училище летал на разных самолетах. Учился и на ИЛ-76. С него начал военную карьеру, на нем и закончил. Кстати, его выпуск был первым, кто начал осваивать ИЛы. После Балашова направили в Эстонию (Тарту). Там и служил до 1993 года. Ни разу не пожалел, что выбрал профессию военного летчика. Хотя было не легко. Почти 10 лет Тартуский полк выполнял различные задания в Афганистане. Каждая командировка могла стать последней. Так и было однажды в Кандагаре. Экипаж получил приказ «На взлёт!». Чтобы стингеры не обстреляли, нужно быстро набрать высоту. Параллельно с аэродрома взлетали две вертушки. Один вертолет духи все же подбили, он упал на взлетной полосе. На размышление – считанные секунды.
«Давай быстро взлетать. Режим взлетный, прогревать не стали, тут все бегом-бегом, и когда начинаешь разбегаться, действует перегрузка грудная на разбег. И вот это сидение у командира уезжает. Второпях не зафиксировал, и он раз и отъехал. Штурвал – рук не хватает. Самолет разбегается, ног не хватает, рук не хватает. У меня в свое время командир был такой, он всегда меня учил – держись, никогда руль не отпускай. Всегда контролируй, мало ли что случится.
Я сидел, на него смотрю, а он вот так вот. Тут же перегрузка, борттехник занят своими делами, двинуть нельзя. Начинает двигать, сил не хватает ни у кого. «Давай, управление бери». Я взял. Взлетаем.
Тут же горит, стрельба идет. Руководитель полета, чтобы обезопасить нас, говорит: «Давайте правым поворотом уходите. Вместо левого - правым поворотом. А в кабине, когда этим разворотом наклоняешься. Когда в ту сторону, земли не видно. А у нас еще горы были. Никогда в жизни туда не ходили, даже такие вещи не рассматривали.
Разворачиваюсь, сколько до гор расстоянии? Хватит нам радиуса разворота? Хватит ли нам высоты перепрыгнуть эти горы? Штурман! А куда смотреть? В какую строну, даже не думал. Вот так выполнили, набрали тысячи 4 безопасной высоты. Горизонт перевели, раз – сидение подвинули, штурман сел, все – спасибо».
Потом была Ангола. В одном из полетов экипажу пришлось принимать роды. Все прошло благополучно, мальчику дали имя Аэрофлот. Довелось летать Аркадию Якимову и в Армению, Спитак. В декабре 1988, когда произошло сильнейшее землетрясение, весь полк был поднят по тревоге. Работали там больше месяца. Далее были другие страны. Вся летная жизнь – это сплошная командировка, с тревогами и волнениями. Радостью встреч. Наша страна была всегда в авангарде освоения неба и космоса, и мы этим гордимся.
За 25 лет службы общий налет свыше 5 тысяч часов.
«Сколько должен тренироваться летчик, чтобы быть высококлассным специалистом? – Чтобы быть высококлассным, надо тренироваться постоянно. Например, спортсмен. Попасть баскетбольным мячом с линии штрафного броска в кольцо. 10 из 10 – это нормальное явление у летчиков. Летчики не имеют права промазать и один раз, потому что нет такой возможности, дали задание, надо выполнить. Другого варианта не будет».
В 2018 году по инициативе Аркадия Якимова в Мигаловском авиагарнизоне была создана комната Боевой Славы полка, Минского Гвардейского. Фактически на голом энтузиазме. Зачем? «Без истории нет будущего», - отвечает автор.
«Самый ценный документ – грамота. Подписана Калининым в честь образования полка, это в 1943 году. Потом есть документы на вручение знамен ЦККПСС, ЦК компартии. Эстонии, ЦК ВЛКСМ. Почетной грамотой от ЦК Белоруссии».
Экспонатами летного музея являются многочисленные фотографии и письма ветеранов.
«Создание таких комнат важно не только для летчиков, важно для подрастающего поколения. Которые учатся в школах, они могли образовываться. Фотографии старых летчиков-героев они развивают в молодежи патриотизм, которого так в стране не хватает. Сюда нужно приводить не только летчиков, школьников, но и с детских садов».
Самолет «ста профессий», так иногда называют летчики Минского военно-транспортного полка Ил-76. Этот проект, который по праву считается одной из жемчужин отечественного самолетостроения. Разрабатывался при участии знаменитого конструктора Сергея Ильюшина и «отца-основателя» Воздушно-десантных войск Василия Маргелова. Может перевозить грузы, личный состав и выполнять различные задачи. В этом году они были особенные.
«В феврале этого года выполняли задачи по эвакуации граждан из Китая, из Ухани. 18 часов провели в этом защитном снаряжении, была сложность небольшая. Выполнили задачу. Самолет был переоборудован в санитарный вариант».
Тверские экипажи оказывают помощь в тушении лесных пожаров. Обеспечивают высотное десантирование в Арктике и занимают первые места во Всероссийских и Международных конкурсах «Авиадартс».