< >

Работы тверских художников примут участие во Всероссийской художественной выставке «Россия XIII»

27 февраля 2019 года в Центральном выставочном зале в Москве откроется масштабный выставочный проект «Россия XIII». Работы семи представителей нашего региона отобраны для экспозиции Всероссийской художественной выставки.

27 февраля 2019 года в Центральном выставочном зале в Москве откроется масштабный выставочный проект «Россия XIII». Работы семи представителей нашего региона отобраны для экспозиции Всероссийской художественной выставки.

«Художник - это очень сложная профессия. Никогда не бывает художник настоящий, свободен от своей работы, потому что и днём и ночью у него в голове рождаются какие-то образы. Он постоянно должен что-то подмечать во всём окружающем мире, и это очень сложно. И в общем, казалось бы, иногда есть ощущение, что это может быть никому и не нужно. Но настоящий художник не может по - другому, и он это всё делает, и часто не думает о том, о результате, как это будет оценено по большому счёту. Если думать о результате, вряд ли что-то получится», - отметила Анна Шестакова, ответственный секретарь Тверского отделения Союза художников России, искусствовед.

«Я сам себе заказчик», - так говорит тверской гобеленщик Анатолий Войтов. В мастерской за ткацким станком он уже с 8 утра. Кстати, он сам максимально упростил громоздкий станок, убрал все отвлекающие детали. Технологичности всего процесса создания гобелена, как художник - технолог, он придаёт важное значение. Из этих соображений полотно расположено вертикально. Сюжет, над которым работает художник, в других вариациях уже был сделан.

«На самом деле Иллиада для меня, это Елена Прекрасная, это троянский конь. С неё начиналось, им всё завершилось. Для меня вот эти все ситуации, которые были когда-то, описаны и так далее, передавались из уст в уста, масса переводов у нас в русском есть, это тот сюжет, который продолжается, я уйду и дальше он будет продолжаться до бесконечности. Это тот сюжет, который интересен людям, а мне интересен пластически. Я кстати, часто, начинаю над какой-то темой работать, потом мне из неё очень сложно выйти. Я знаю, что я где-то что-то недоговорил. А недоговаривает художник пластическими средствами, графическими, живописными, фактурными, что где-то я для себя недоразобрался», - поделился Анатолий Войтов, заслуженный художник России.

Выработать свой пластический язык и не быть ни на кого похожим, самое важное для творческой личности. Невозможно раз и навсегда что-то найти и на этом успокоится, процесс поиска вечен. Техника ткачества гобеленов с давних времён не претерпела никаких принципиальных изменений. На создание одной работы может потребоваться до одного года. Анатолий Войтов, продумывая технологию ткачества, и используя свои хитрости, сокращает этот процесс до 4 месяцев. Сам выкрашивает материал, добиваясь нужной цветовой гаммы. Для гобеленщика очень важен не только цвет, но и фактуру рисунка. Разный материал несёт свой образный строй. Всю свою сознательную жизнь художник идёт именно своей дорогой, его работы вырываются из общего контекста, но, по мнению автора, отражают время.

Всегда есть определяющий стиль, который диктует всё подряд. Мы сейчас, я думаю, это не откровение, что мы живём в эпоху стиля постмодерн, постмодернисты. Т.е. вроде бы это как ругательство, но это ругательство в данный момент, поэтому, что бы мы не делали, это определяющий стиль, который определяет всё. Конечно, модерн это приятно, этим интересно заниматься, когда ты ищешь что-то новое, и так далее, но это моё личное убеждение, может оно быть и заблуждением, что из общего стиля выпрыгнуть, на самом деле, практически невозможно.

В процессе работы, как считает Анатолий Войтов, очень важно отвлечься, чтобы посмотреть на своё творение, как говориться, не замыленным глазом.

У меня есть такой способ, летом например пописал маслом, потом на несколько дней махнуть на рыбалку. Или зимой, например, в Москву на выставки. Это я делаю всегда обязательно, и всем другим советую, что из процесса вошёл в процесс, а потом нужно из него обязательно выйти, чтобы через несколько дней уже взглянуть на всё это не своими глазами, когда ты это делал, в другим глазом критическим. Любоваться нельзя, это самое опасное для художника.

Ткачество художник чередует с живописью. Однако, работа с кистью, это фактически подготовка к созданию нового гобелена, именно поэтому у автора так много разных вариаций, казалось бы, одного рисунка.

Почему бы эту кринку размером 2,50 на 1,50, не соткать, идея такая есть, но я не дозрел, скажем так. Но если есть идея, если мне чего-то в голову клюнуло, что-то из этого получится, конечно.

Пространство в мастерского художника используется очень рационально, это привычка с флота, где в своё время служил Анатолий Войтов. На полках до потолка убралось практически всё, а с помощью лестницы нужную вещь можно достать в любой момент. Сейчас художник по нашей просьбе в поисках наград с последней выставки, на заставший его в этот момент звонок, отвечает с долей свойственного ему юмора.

В этом году гобеленщик из Твери стал победителем на третьем российском триеннале современного гобелена в музее Царицино в номинации новаторские образы. Автор представил на конкурс гобелен «Нескучный сад». Оценку жюри, объясняет оригинально.

Темы, над которыми я работаю, и всё, что придумывают все другие художники- гобеленщики, они всё делают, вот у всех есть столбовая дорога, они идут по ней, а я иду в другую сторону, совершенно другие образы, всё по- другому, и поэтому они на меня смотрят, как на чудика какого-то, и это называют новаторством.

Интерес к работам тверского гобеленщика очень высок, поэтому выставляется он часто. В конце декабря два гобелена «Псков полифония», и «На всех ветрах», он показал на выставке произведений художников центрального федерального округа в Липецке. К этому большому смотру творческих работ готовились многие тверские авторы. Среди них и совсем молодой художник Кира Петушкова. В этом году у неё состоялась первая персональная выставка, в рамках совместного проекта Тверской городской Думы и Тверского отделения Союза художников России. За пять лет его реализации здесь выставлялись 15 членов творческого союза.

«Наша задача, показать все лучшие наши ресурсы, поэтому здесь заслуженные художники или молодые талантливые художники, как здесь представлена выставка Киры, она интереснейший художник из молодых художников. Выставиться, это всё равно, как для писателя в издательство отдать свою рукопись, как для артиста сцена. Так и для художника выставочная площадка, это публикация произведений. Чем больше выставочных площадок в городе, тем легче и лучше для художника», - отметил Андрей Судаков, помощник председателя Тверского отделения Союза художников России. заслуженный работник культуры.

Кира Петушкова долго не решалась предстать перед зрителем, всё время казалось, что ещё не доросла до опубликования своих работ.

«23 работы для меня - это много. Маленькая выставка, но для меня это много работ, поэтому здесь не только те, которые я хотела бы выставить, гордилась и хотела бы их показать, здесь получилось, чуть ли не большая часть. Тут трудно отобрать самое лучшее на выставку, поэтому здесь получилась вся я», - поделилась Кира Петушкова, график, член Союза художников России.

Художница работает в технике офорт, пастель, монотипия, смешанная техника. Она не любит яркие краски, и если даже использует их, то как бы, перетушёвывает. Для неё милее броского и пёстрого юга, сдержанный северный колорит. Причём, она видит окружающий мир совсем по-своему, примечает то, на что многие не все обращают внимание. Характерным примером может служить серия работ, на которых изображена жизнь на руинах Краснохолмского Антониева монастыря.

- Это впечатляет, конечно, это трагедия, да. И вокруг там есть деревня, люди живут там, ходят, ведут своё хозяйство, прям на руинах этих. Я рисовала, а там куры ходят, стоят самосвалы с мусором и я через это постаралась изобразить монастырь.

- Вы хотели через это показать какую-то боль свою?

- Да, что люди настолько привыкли к этому, что для них это не какая-то трагедия. Это при советской власти что-то там развалили, а они с этим живут просто.

Графическое видение, которое свойственно Кире Петушковой, не предполагает использование цвета. В работах молодого графика не изображены люди, но явно ощущаются следы их пребывания. Её листы выплнены в броской, жёсткой манере

«Эти листы графические у Киры, они очень интересны, они показывают реалии нашей жизни. Причём этими реалиями сложно гордиться, но в то же время, она пытается показать всю сложность нашей жизни исключительно художественными средствами. Она не морализаторствует, она не пытается вызвать у зрителя жалость или поябедничать на ту ситуацию, которая там. Она, основываясь на натуре, исключительно художественными средствами решает эти образы, и там они очень драматичны, там много света тени, она сталкивает событие и быт, и вот этот накал внутренний того, что там происходит, он исключительно художественными средствами передаётся», - рассказала Анна Шестакова, ответственный секретарь Тверского отделения Союза художников России, искусствовед.

Молодая художница ещё в поиске, ей хочется экспериментировать, пробовать разные технические возможности творческого выражения. Для ощущения живой фактуры, использует монотипию, но уже есть желание в других работах попробовать использовать цветную бумагу. Пастель Киры приглушена, мягка. Часто она использует тёмную бумагу, из которой, по её мнению, легче добывать светлое, чем закрашивать тёмным светлый лист. Первый опыт представления своих работ в городской Думе, где с ними может познакомиться большое количество посетителей, даже тех, кому искусство, возможно, совсем не интересно, Кира считает очень полезным и для себя, и для тех, кто лишь остановит на них взгляд. Изменить окружающее пространство, сделать его привлекательным для горожан, готовы и тверские скульпторы. Андрей Комлев мечтает о том, чтобы в Твери развивалась городская скульптура. Проекты такие рассматривались, но пока не реализуются.

«Прежде всего, поставить городового на перекрёстке бульвар Радищева и Трёхсвятской, где сейчас часы стоят, и уже по Трёхсвятской расставлять каких-то исторических персонажей, связанных с историей нашего города: купцов, нищего может быть где-то посадить. Я не беру какие-то монументальные вещи, а городская скульптура, это изюминка, удачно сделана с какими-то там детальками интересными, она уже привлекает внимание . У нас стоят после симпозиумов эти камене, и то немножко как-то украшают город, а представляете, если сделать хорошую вещь, изящную, около неё постоянно будет скапливаться народ», - поделился Андрей Комлев, зам. председателя Тверского отделения Союза художников России, скульптор.

Жизнь художников - это непрекращающийся поиск, осмысление жизни, всех её проявлений, и художественное отображение в разных формах и материалах. И мы им должны быть невероятно благодарны, за то, что своим ежеминутным трудом, они делают мир богаче, ярче и многограннее.
16+

©2020 ГТРК «Тверь». Наименование издания Вести-Тверь (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-73738 от 21.09.2018 г.,зарегистрировано Роскомнадзором). Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор сайта ГТРК «Тверь» - Куропаткин Дмитрий Сергеевич. Телефон редакции сайта 8 (4822)32-37-60. Электронная почта vesty-tver@yandex.ru. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет.