< >

100-летний юбилей отметила тверская транспортная полиция

18 февраля 1919 года декретом советского правительства в составе милиции были образованы подразделения, ответственные за безопасность железных дорог в стране.

18 февраля 1919 года декретом советского правительства в составе милиции были образованы подразделения, ответственные за безопасность железных дорог в стране.

Наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд, как будто не видна - эти слова известной в прошлом песни, посвящены сотрудникам уголовного розыска. Но их в полной мере можно отнести и к транспортной полиции. Этот год для службы юбилейный - 100 лет назад 18 февраля 1919 года декретом советского правительства в составе милиции были образованы подразделения, ответственные за безопасность железных дорог в стране. Хотя, по правде говоря, их прообраз существовал и раньше - еще во времена царской России.

«Фактически транспортная полиция берёт своё начало с середины 19-го века, когда ещё шло строительство железных дорог, тогда жандармские полицейские управления были созданы чуть позже, а жандармские эскадроны и отряды состояли в основном из каваллерии, охраняли, поддерживали порядок при строительстве железных дорог, при обслуживании общественного порядка, как говорится современным языком на первом участке движения от Санкт-Петербурга до Царского Села, сейчас это называется город Павловск, а в 1851-м году было открыто движение 2-го ноября по станции Тверь и уже прошли первые поезда между Санкт-Петербургом и Москвой. Тогда ходило четыре, две пары пассажирских поездов в составе из четырех вагонов, поезд шел до Москвы двадцать девять с половиной часов», - рассказал Владимир Суздальцев, председатель совета ветеранов ЛО МВД России на станции Тверь.

Об этом и многом другом в уютном зале небольшого музея или как здесь говорят комнаты истории, нам рассказал председатель совета ветеранов Линейного отдела полиции на станции Тверь Владимир Суздальцев. Например, сегодня немногие знают о том, что посёлок Лоцманенко, который находится в залинейной части города, напротив микрорайона Южный, назван так в честь одного из руководителей именно этого подразделения.

«Председатель Транс ЧК Николай Семёнович Лоцманенко, он же одновременно был председателем Ревкома на станции Тверь, к сожалению, он прожил недолго, скончался он от туберкулеза в возрасте 33-х лет в 1924-м году, а с 26-го года всем известный поселок железнодорожников носит его имя», - поделился Владимир Суздальцев, председатель совета ветеранов ЛО МВД России на станции Тверь.

Здесь же в музее хранится и вот такой необычный артефакт который свидетельствует о том, насколько со времён своего начала и становления транспортная полиция изменилась, даже в таких, казалось бы, незначительных деталях, как форменная одежда.

Вот такие кавалерийские шпоры носил каждый полицейский на транспорте до 1952-го года, к этим шпорам также полагалась кавалерийская шашка, шпоры крепились на обувь вот здесь, и представляете, когда люди ходили, какой звон был.

Дело в том, что когда еще железные дороги в России только создавались, как уже говорил председатель совета ветеранов Владимир Суздальцев, их охрана состояла, в основном, из кавалерии. Вот для того, чтобы пришпоривать коней, жандармам и нужны были шпоры. Как видим, традиции той эпохи продолжали жить еще долго, даже, в советское время после войны, когда кавалерия уже перестала быть актуальной. Сам Владимир Суздальцев прослужил здесь в Линейном отделе полиции больше четверти века. Начинал с постового милиционера и дошел до руководителя отделения уголовного розыска. Как говорит ветеран, в приоритете транспортной полиции всегда стояли задачи безопасности пассажиров, охраны общественного порядка и грузов, борьбы с преступностью.

«Например, вспомню такой случай, когда задержали мы по оперативным данным двух молодых людей, у которых при себе находился автомат Калашникова. За незаконное ношение оружия можно было просто привлечь, но сработали оперативным путём: оказалось, что один из этих молодых людей, служил в Туркест, служил в Узбекистане, вот и перед демобилизацией убил постового, автомат закопал в песок в бархане, демобилизовался и потом уже в гражданской одежде съездил туда, этот автомат извлек, отрезал приклад, это был АК-47, отрезал приклад и, взяв напарника, поехали они в Петербург продавать автомат и вот получается, что задержали преступника», - рассказал Владимир Суздальцев, председатель совета ветеранов ЛО МВД России на станции Тверь.

Важность работы полицейских на транспорте трудно переоценить, потому что наряду с безопасностью, сотрудники проводят и большую профилактическую работу. Например, в школах и лицеях, колледжах и ВУЗах знакомят школьников и студентов с правилами поведения, и безопасности на железной дороге, рассказывают о том, где можно переходить пути, а где это считается правонарушением. В гости в Линейный отдел полиции на станции Тверь часто приходят и сами ребята. Как, например, сейчас на экскурсии здесь студенты Тверского казачьего технологического института - будущие экономисты, бухгалтеры, товароведы, программисты.

«В преддверии столетия транспортной полиции наш институт решил посетить музей Линейного отдела полиции на станции Тверь, где нашим студентам было продемонстрированы спецсредства, которые стоят на вооружении, было рассказано об истории службы транспортной полиции, о том, как ныне функционирует полиция. На самом деле это очень интересно для студентов», - поделился Сергей Синицын, воспитатель Тверского казачьего технологического института.

И это дает свой положительный результат, потому что сейчас такое опасное и вредное молодежное течение, как зацепинг, то есть, когда ради лайков и популярности в интернете, подростки рискуют жизнью, передвигаясь на крыше поезда, постепенно сходит на нет. Об этом говорит, в частности, и полицейская статистика. Кстати говоря, на сегодняшний день по закону подобные действия расцениваются не только, как административное правонарушение, но и как уголовное преступление.

«У нас в прошлом году было выявлено всего 21 человек за данное занятие, то есть за незаконный проезд в неприспособленных для проезда граждан местах. Из этих 21 человека, взрослых - 16, а несовершеннолетних всего было пять. Основная масса, а точнее все несовершеннолетние - это жители Москвы и Московской области. В этом году за январь у нас только зафиксировано два факта зацепинга и это несовершеннолетние и жители области. В некоторых случаях данное деяние может быть расценено, как хулиганство на объектах транспорта, то есть это статья 213-я уголовного кодекса, ответственность наступает с 14-ти летнего возраста, а также уголовная ответственность за данное деяние может быть квалифицирована по статье 267-я прим один УК РФ, то есть действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств», отметила Светлана Нилова, начальник отделения по делам несовершеннолетних ЛО МВД России на станции Тверь.

Сейчас быстро и оперативно находить правонарушителей, решать задачи, стоящие перед транспортной полицией, сотрудникам помогает современная техника. Например, в считанные минуты это можно сделать с помощью вот такого оборудования, установленного в дежурной части Линейного отдела на станции Тверь.

«Прибор МДС-40 под названием «Папилон», для чего служит? Для оперативной проверки лиц, доставленных в дежурную часть полиции», - рассказал Игорь Андреев, помощник оперативного дежурного ЛО МВД России на станции Тверь.

Принцип действия прибора основан на том, что полученные данные он сверяет с единой электронной базой полиции. После этого выдает распечатку, в которой указывается, где, когда и за что человек задерживался или привлекался. Причем, чтобы это узнать, «Папилону» требуется всего несколько минут. В случае необходимости на помощь полицейским приходят и камеры видеонаблюдения, установленные на станциях, вокзалах, в поездах.

«Мы имеем к этому доступ соответствующий, да, что-то у нас есть даже в режиме он-лайна мы можем это посмотреть», - отметил Сергей Ломака, начальник ЛО МВД России на станции Тверь.

Однако специфика работы транспортных полицейских заключается в том, что в силу большого числа пассажиров из разных регионов страны, даже в одном поезде, действовать они должны оперативно и быстро, как говорится «по горячим следам». Иначе на то, чтобы раскрыть то или иное правонарушение или преступление, могут уйти годы.

«Практически ежедневно граждане, которые следуют электропоездами сообщением Москва, Бологое, Ржев, Торжок, то есть практически ежедневно обращения граждан. В основе - это забытые вещи, утраченные или есть факты, которые говорят о том, что данные вещи у них были похищены. Конечно, «по горячим следам» мы принимаем сразу неотложные меры для установления всех причин и обстоятельств и задержания преступников с поличным, к сожалению, не всегда нам это удаётся из-за того, что граждане порой обращаются несвоевременно, спустя какое-то время», - рассказал Сергей Ломака, начальник ЛО МВД России на станции Тверь.

Поэтому полицейские призывают граждан в случае совершения в отношении них противоправных действий незамедлительно обращаться к блюстителям порядка. Тогда и разобраться в происшествии, найти виновных будет гораздо легче и быстрее.

«Мы работаем в круглосуточном режиме, конечно, мы не можем обеспечить сопровождение сто процентов поездов и электропоездов, но маршруты наши, как в поездах дальнего следования, так в электропоездах присутствуют, как правило, при сопровождении поезда, электропоезда объявляется информация по громкоговорящей связи, что данный электропоезд сопровождается сотрудниками полиции, но также во всех поездах сейчас в данный момент есть сотрудники частных охранных организаций, которые отвечают за имущественную безопасность того объекта, который они сопровождают. Поэтому можно обращаться к ним, к машинистам, к проводникам поездных бригад, к начальникам поезда - все они информированы о том, какой порядок прохождения информации до нас. Можно обращаться к любым сотрудникам полиции, которые попали в зону видимости пассажира, которому требуется необходимая помощь», - отметил Сергей Ломака, начальник ЛО МВД России на станции Тверь.

По итогам прошлого 2018-го года сотрудниками Линейного отдела полиции на станции Тверь раскрыто 58 преступлений, в том числе, «по горячим следам»-19. Пресечено более четырех с половиной тысяч административных правонарушений.

«Если говорить о преступлениях. Чаще всего у нас совершаются кражи, это основной вид преступлений, который фиксируется на железнодорожном транспорте. Если говорить о видах преступлений, то удалось сто процентно раскрыть преступления, связанные с тяжкими и особо тяжкими, это убийство и причинение тяжкого вреда здоровью. К сожалению, то, что можно отметить, слабо выявление было преступлений, связанных с коррупцией, то есть в этой части мы недоработали», - поделился Сергей Ломака, начальник ЛО МВД России на станции Тверь.

Нельзя также не отметить работу транспортной полиции в период проведения Чемпионата мира по футболу, который проходил в России летом прошлого, 2018-го года. Хотя Тверь и не являлась местом, где проводились соревнования, но через наш город проходил маршрут, которым следовали болельщики при перездах из Москвы в северную столицу и обратно.

«Вы знаете, что он проходил в момент, когда большинство людей имеет отпуска и следует в теплые края, скажем так, к Черноморскому побережью, большой пассажиропоток в этот момент и с детьми, в том числе, к счастью, удалось обеспечить безопасность того, что не произошло никаких ситуаций, связанных с причинением вреда здоровью, то есть удалось этого избежать», - рассказал Сергей Ломака, начальник ЛО МВД России на станции Тверь.

Успешно справляться с поставленными задачами сотрудникам тверской транспортной полиции помогает тесное сотрудничество с самыми разными правоохранительными структурами региона. Например, в конце прошлого года вместе с судебными приставами транспортные полицейские участвовали в профилактическом мероприятии "В новый год без долгов". Тогда в Твери на железнодорожном вокзале работал мобильный офис судебных приставов, где любой пассажир мог узнать о своей задолженности и по возможности здесь же её и погасить.

«Служба судебных приставов здесь играет, скажем, основную роль, мы оказываем содействие службе, но мы тоже заинтересованы в том, чтобы должники перед государством, которые совершили административное правонарушение, были привлечены к взыскиваемости по совершенным им административным правонарушениям», - отметил Сергей Ломака, начальник ЛО МВД России на станции Тверь.

Общие цели и задачи связывают транспортную полицию и с другими органами и подразделениями правопорядка, обеспечивающими на территории региона законность и безопасность.

«Мы взаимодействуем со всеми подразделениями УМВД по Тверской области, Росгвардией, МЧС, УФСИН, то есть все силовые ведомства, которые представлены на региональном уровне Тверской области, мы со всеми ними имеем непосредственное взаимодействие, рабочие контакты», - отметил Сергей Ломака, начальник ЛО МВД России на станции Тверь.

На сегодняшний день в зоне обслуживания Линейного отдела полиции на станции Тверь участок московского отделения Октябрьской железной дороги. Это более 1100 километров железнодорожных путей, 69 станций и 44 платформы. Под контролем тверских транспортных полицейских 24 района Верхневолжья и территория города Твери. В состав транспортной полиции региона помимо тверского линейного отдела входит также отделение на станции Вышний Волочёк и подразделения во Ржеве, Торжке, Осташкове и в Западной Двине.

Александр Сабитов, Виталий Киряков
16+

©2020 ГТРК «Тверь». Наименование издания Вести-Тверь (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-73738 от 21.09.2018 г.,зарегистрировано Роскомнадзором). Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор сайта ГТРК «Тверь» - Куропаткин Дмитрий Сергеевич. Телефон редакции сайта 8 (4822)32-37-60. Электронная почта vesty-tver@yandex.ru. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет.