< >

Ветеран Виктор Петрович Зверьков о детстве, войне и работе

Актуальное интервью с ветераном Великой Отечественной войны Виктором Петровичем Зверьковым.

Актуальное интервью с ветераном Великой Отечественной войны Виктором Петровичем Зверьковым.

Виктор Петрович Зверьков ждёт не дождётся, когда начнутся работы в его любимом саду. Здесь собраны самые лучшие сорта фруктовых деревьев и кустарников, и конечно, его любимицы клубники.

«Это то, что, создавал я своими руками всё это дело».

Интерес к садоводству у ветерана совсем не любительский, а очень даже профессиональный, он был главным агрономом совхоза «Крестьянин» Калининского района, а потом целых 25 лет, как раз до перестройки, возглавлял хозяйство. Всё это после войны, которая в жизни ветерана навсегда осталась испытанием характера, уроком стойкости и огромной болью. Его боевой путь был связан с авиацией дальнего действия.

«Под Москвой мы были... Где-то до начала наступления под Сталинградом, начало наступления, слух прошёл, наши наступают, и мы радиостанцию свернули и поехали в неизвестном направлении. Потом определились и приехали в Смоленскую область, есть там такое место Новодогино Смоленской области, там был аэродром. В 43 году, когда Яско-Кишиневская операция была, мы сначала перебазировались в Винницу, Калиновка, районный центр, а потом, когда Яско-Кишиневская операция завершилась очень удачно, немцы бежали в Румынию, мы сначала в Виннице были, потом в Румынию».

Не раз во время войны, смерть была совсем рядом, но боец Виктор Зверьков не получил даже ранения. Вспоминается такой случай. Однажды, когда полк базировался в Виннице, необходимо было опробовать самолёт, у которого меняли двигатель.

«Дружок мой был стрелком в самолёте. И не нашли его радиста. Он и говорит, поедем, ты слетаешь за этого радиста. Самолёт на старт, с минуты на минуту должен взлететь, тут прибегает его стрелок- радист, красавец, кудрявый, прям Аполлон, весь в поту. А я думаю, слетать с ними или нет? Слетать или нет? В последнюю минуту, когда я должен перешагнуть барьер, меня как будто за руку вывели. Они взлетели и тут же упали. И вот мой дружок горящим факелом упал. От его одежды один карман от гимнастёрки остался, остальное всё сгорело».

Это случилось в 1943 году на аэродроме Калиновка в Виннице. Радиотехник Виктор Зверьков на фронте уже год. Его фронтовая судьба связана с 125 авиационным полком дальнего действия, который позднее был переименован в 15 гвардейский. Полк оснащён американскими бомбардировщиками Б-25 «Митчел», поступившими в Советский Союз по Лэнд Лизу. Их называли летающая крепость.

«Вот эти самолёты, когда их сделала Америка, начали использовать днём, и немецкие истребители легко, несмотря на то, что у них вооружение было сильнейшее, сбивали самолёты, и тогда части перешли на режим полётов в ночное время».

Всего в СССР было отправлено около 870 самолётов Б-25. Их стали использовать для дальних ночных рейдов в тыл противника, нанося удары по железнодорожным узлам, аэродромам, поиска и обозначения целей, для подсветки подавления наземных средств ПВО и блокировки аэродромов ночных истребителей. Наши экипажи отмечали прекрасные пилотажные качества самолёта, он был оснащён самым современным на то время радиооборудованием. Именно поэтому выпускник радиотехнического училища был очень востребован.

«Я возглавил фронтовую радиостанцию, это было очень такое задание, сложное. Хорошо то, что в училище, как раз эту фронтовую радиостанцию, мы довольно хорошо знали, и когда мне предложили её, я очень был рад. Это мощная радиостанция, там команда была механиков. Когда я прибыл в полк, то имел квалификацию уже классного радиста. Радисты старого времени, 39 годов, они практически не умели работать, они не были радистами подготовленными на радиостанциях того времени. Тем более новая техника, вот эти Б 25-е, американские самолёты, они были для наших радистов закрытая тема, никто из них не мог работать. Первую задачу, которую поставило командование полка передо мной - обучать».

Первые три месяца на фронте сержант практически этим и занимался. Радиостанция отслеживала место нахождения самолётов, соединяла экипажи со штабом полка. Получение самой специальности стало для Виктора Зверькова делом случая. Как и большинство мальчишек он рвался на войну с самого её начала. Сначала напрашивался в части, которые стояли подо Ржевом, откуда он родом, потом обратился в военкомат.

«Я пошёл в военкомат, а там очередь такая, столы у них вынесены были из помещения. Передо мной как раз один хромой, его тоже не пустили. И он долго кричал. Вот такое дело. А когда я подал свой комсомольский билет и табель по успеваемости, он сказал, это что такое? И бросил мне обратно. Иди, без тебя обойдёмся».

А вот в местный аэроклуб парня взяли, группу зачисленных юношей из Ржева пешком отправили в Тверь, потом баржой в Кимры, эшелоном в лётную школу в Сызрань. Но доучится не удалось, школу расформировали, когда немцы взяли Батайск, часть курсантов направили в артиллерийское училище, остальных - в радиотехническое. Парень был в прекрасной физической форме.

В течение всей жизни и по сей день Виктор Петрович дружит со спортом, и это на 99 году жизни. Каждый день беговая дорожка, занятия с гантелями, прогулки по улице. Уроком, который стимулировал к занятиям спортом, стал школьный случай.

«Когда я учился в 5 классе, у нас была такая школа типа сарая, с большим коридором, спортивное место представлял. И вот мы все выходили и устраивали соревнования, кто сильнее. Один раз меня вызывал мой дружок побороться, вокруг было много народа. Я, конечно, вышел. Он меня три раза подряд уложил, это перевернуло всю мою жизнь. На следующий день утром я встал с рассветом, пожалуй, затемно, взял гирю, вышел и начал заниматься. И гирями, и бегом, и вот через месяца три опять меня вызывает этот парень, а он широкоплечий был, по сравнению со мной, кудрявый. Ну, я вышел, принял вызов. Я его точно так три раза уложил».

В 42 году после завершения учёбы, сержант Виктор Зверьков был направлен в 125 авиационный полк, стоявший под Москвой. Здесь он получил и свою первую воинскую награду, медаль за Боевые заслуги, до конца войны к ней прибавились боевой орден Красной звезды, и орден Отечественной войны. Война для радиотехника закончилась в Румынии, демобилизовался из армии в 1947 году.

Уже после войны к боевым наградам присоединились трудовые, орден трудового Красного знамени, орден Знак почёта, серебряная медаль ВДНХ. И всё это за фактически за создание крепкого плодопитомнического хозяйства в Калининском районе, куда он был направлен после окончания сельскохозяйственного института.

«Утверждали меня в министерстве сельского хозяйства РФ, когда я сюда ехал на должность главного агронома. Там был начальник финансового отдела, Светличный. Он мне говорит, молодой человек, не езди, откажись, перед тем, как меня утвердить. Откажись, там сменяется каждый год директор. Что не год, то новый. Там тебе ничего не сделать. Вот так столбы мелькают, электричка, еду сюда и думаю, а может он прав? Может и ни к чему мне ехать-то, раз уж там каждый год меняются директора, главный агроном там ничего не может сделать. Ну, вот так вот я рассуждал, а с другой стороны, я думал, я ведь вырос в крестьянской среде, я всё знаю, я умею косить, я умею лошадь запрячь, я умею поговорить с простым рабочим на любую тему. И вот я принял решение поехать сюда».

Первый год был очень тяжёлым, уже на следующий сезон молодой агроном привлёк учёных НИИ садоводства. На 3 гектарах земли посадили землянику, получили хороший результат, на второй год ягода дала такой урожай, что казалось, земля провалится от такого обилия земляники. С гектара собрали 98 центнеров земляники. За столь высокую урожайность Виктору Зверькову и была присуждена первая трудовая награда. И даже в самые трудные годы не забрасывал спорт.

«Я здесь когда работал, занимался бегом, вставал затемно и 5 км пробегал по дороге. Иногда мне вот так показывали, но я не обращал внимание».

Все годы работы прошли с высокой отдачей, бок о бок со спортом и с наукой. В совхозе «Крестьянин» внедряли новые сорта плодово-ягодных культур, следили за плодородием почвы. Одна из наград как раз была вручена руководителю хозяйства за использование органических удобрений. Торф, смешанный с навозом, и сейчас главная подкормка для растений в саду Виктора Петровича.

«Сейчас говорят об органическом удобрении выращивании культур, вот без химикатов на органике. Это навоз с торфом».

Всё же как удивительны, эти сильные духом люди, жизнь которых была сплошным испытанием, выстоявшие во время войны, восстановившие страну практически из пепла, работавшие с огромной отдачей на пределе сил, и при этом, сохранившие светлый ум, позитивное отношение к жизни, и стремление созидать даже на пороге столетнего юбилея.
16+

©2020 ГТРК «Тверь». Наименование издания Вести-Тверь (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-73738 от 21.09.2018 г.,зарегистрировано Роскомнадзором). Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор сайта ГТРК «Тверь» - Куропаткин Дмитрий Сергеевич. Телефон редакции сайта 8 (4822)32-37-60. Электронная почта vesty-tver@yandex.ru. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет.