Обратная связь
(4822) 32-18-52
+22 C
Ветер: северо-запад, 2.8 м/сек.
Влажность: 58%
Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Тверь» (областное ТВ и Радио)


Ср, 13 Марта 2019, 14:54
889

Шалва Амонашвили рассказал о принципах гуманной педагогики

Передачи Россия 24

Шалва Амонашвили - автор научного направления, известного в мире как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Методика пронизана уважением к ребенку, направлена на развитие личности и построение доверительных отношений между детьми, родителями и учителем.

В Твери для учителей и родителей, по приглашению от тверского отделения международного общественного движения «Родительская забота» провёл семинар Шалва Амонашвили. Педагог с мировым именем. И в свои 88 лет охотно делится опытом, знаниями, мудростью. Встреча прошла в школе искусств имени Мусоргского. Автор гуманных принципов обучения и воспитания уверен, что для любого ребёнка важен не набор знаний по предметам, а то, каким человеком он станет, как сумеет реализовать свою миссию, с которой пришёл в этот мир. А проводниками на этом пути должны стать родители и учителя.

Истинное воспитание ребёнка - воспитание самих себя. Вы хотите воспитывать ребёнка, не воспитывая себя? Не получится.

Сторонники и последователи гуманной педагогики Амонашвили есть и в Твери, это представители родительского движения, учителя. Многие из них ездили на семинары в другие города, участвовали в международных педагогических чтениях. Приезд Шалвы Александровича в Тверь большое событие для всего педагогического сообщества региона.

«Мы работаем в школе, мы учителя начальных классов, поэтому эти вопросы, которые поднимает Амонашвили, для нас очень важны, актуальны», - отметила Анна Шатеева, педагог.

«Я много о нём наслышан. Читал очень полезную поучительную историю для себя, которая пригодилась мне в жизни, потому как можно общаться со своим сыном», - рассказал Юрий Репников, папа троих сыновей.

«Для меня не ясно, как при формировании мировоззрения ребёнка, соотносить его реальные представления о жизни с иллюзиями», - поделилася Евгений Удаев, дедушка трёх внучек.

«Шалва Амонашвили, для нас , можно сказать, кумир. Я лично, стараюсь придерживаться принципов гуманной педагогики, поэтому пришла лично послушать, вживую, так сказать», - рассказала Наталья Сморжева, мама и педагог-психолог дошкольного образования.

Не смотря на напряжённую работу в течение двух дней, Шалва Амонашвили согласился дать интервью телерадиокомпании «Тверь».

Шалва Александрович, извините, что с такого вопроса начинаю, хочется знать, в вашей жизни были ошибки, и как вы к ним относитесь, и почему они происходят, если они происходят, в принципе, в жизни каждого человека?

«Вообще ошибка, это нормальное, даже хорошее явление. У меня много было ошибок, и сейчас допускаю, ошибки в школе, в правописании, или в чём-то ещё. Ошибки в жизни, в выборах своих, много ошибок было. Ошибки в педагогической деятельности, но знаете, видимо, годы всё-таки закаляют человека и ошибки для меня действительно стали источником мудрости. Не зря сказано, на ошибках учимся. Кто-то принимает это как пословицу, красивое такое изречение, а я по-серьёзному. На ошибках я многому научился», - рассказал Амонашвили, педагог, доктор психологических наук, профессор, член Российской академии образования, президент Международного центра гуманной педагогики.

Можно какой-нибудь пример вашего ошибочно принятого решения?

Конечно можно. Я защитился в Москве, докторскую диссертацию, доктором стал. Возвращаюсь в Тбилиси с гонором, я же доктор, по- другому общаюсь с людьми, я же доктор, а ты не доктор. Это, конечно, была ошибка, и так и выступал на научном совете, на разных встречах, я доктор, был в эйфории. А мой профессор отвёл меня в сторону и сказал: «Знаешь, главное не то, что ты есть, а оппонента привлекать в позицию свою, брось своё докторство, будь простым». Это было извлечение урока, так, я, правда, задумался над этим, месяц, два, три понадобилось. Я научился, как быть простым, помня о том, кто ты есть. Просто ты есть человек, вот и всё. А может кто-то выше тебя, без звания, без степени, какая разница? Ошибок много было у меня, в общении с детьми своими в семье, иногда я вспоминаю, как я запрещал нечто своему сыну, он был тогда в 9 классе, и недавно я извинялся перед ним за вот то, что было тогда.

То есть, важно ошибку понять?

Понять и извлекать что-то полезное. Пусть будут другие ошибки, чтобы те же самые не повторились. Пусть будут другие ошибки, я может быть и сейчас допускаю их.

Какие особенности нынешнего времени вы чувствуйте, и как вы корректируйте свой взгляд, свою гуманную педагогику?

Спасибо, раньше, это были 60-е годы, я, правда, верил, что мы строим коммунизм, и для этого воспитывается весь народ, в том числе, и дети. Я тоже так был воспитан, строитель коммунизма, верный член партии и тому подобное. А потом я чуточку понимал, когда изучал классику, что это не так, что в классике есть вечные ценности, и извлекая эти ценности я понял, они не меняются. Они должны были быть и тогда такими, и сейчас, и в будущем. В наших детях надо воспитывать две вещи, благородство и великодушие. Воспитывайте это состояние духа, благородный сын, великодушный сын, никогда, нигде не пропадёт. Такой человек нужен и людям, близким, родным, стране нужен, миру нужен, благородный, великодушный.

Это даже не столько педагогика, у каждого в душе есть резонатор, когда ты понимаешь, что ты прав, не прав, хороший поступок совершаешь или плохой. И не знаю, это камертон, это вера в бога или что-то высшее.

Это философский вопрос, вопрос жизни. Гуманная педагогика, это не только воспитание ребёнка, это образ жизни человека, образ жизни самих взрослых, они должны жить на основе идей гуманной педагогики, это философия жизни.

А почему же это так трудно входит в широкий обиход? А почему школы не стали работать на основе этого?

Для этого есть своё веское и объективное обоснование. Школа консервативный институт, школа с трудом перестраивается, школа всегда отставала от жизни.

Это нормально?

Не нормально, школа должна опережать жизнь, но школа всегда отставала от жизни. Говоря иначе, не сама школа, здание, люди, которые служат в школе, они есть школа. Вот коллектив учителей, они и есть школа, а здание, какая разница, это здание или другое. Люди замыкались на какой-то свой опыт, верили, что этот опыт уже есть истина, и как лошади, когда закрывают у лошади глаза, не видели, что происходит справа, слева. А слева развивается гуманная педагогика, а там свобода идёт, значит, должна меняться. К сожалению, так не происходит, школа консервативный институт.

 Получается, что она такой и будет?

Нет, это сейчас мы такой сделали школу. Вот фины поняли, в Финляндии поняли это, там перед школой стоят две задачи, очень простые, надо чтобы ребёнок с радостью шёл в школу, если не ходит в школу с радостью, школа под вопросом, учитель под вопросом, почему ребёнка не радует школа. И второе, ребёнок должен выдержать все экзамены, в рамках того, что государство требует. Как это учитель сделает, это всё равно. Ну как радовать ребёнка, если в самом себе нет радости? Меняются ценности, в зависимости от того, какие условия мы ставим перед учителем, учитель реформирует школу, он же и деформирует школу.

Но вы же ещё и психолог, то есть вы почувствовали, что это надо, для того, чтобы понимать, всё что происходит и правильно работать. Может не так педагогов сейчас готовят и готовили?

Во всём педагогическом сообществе, если взять всё сообщество в целом, всегда есть яркие личности. Их мало, может процентов три, пять, семь, но это учителя от бога. Для них школа совсем другой инструмент, они есть школа, и как будто пришли из будущего, чтобы сказать детям, а вы знаете, какая там жизнь, пошли, и за ними идут дети. У вас был любимый учитель? Любимые учителя, это люди из будущего. Но, к сожалению, многие не из будущего, и даже не из настоящего, а из прошлого. Учитель из прошлого, сам двоечник и на двойках проводит урок. Таких учителей тоже много. Я понимаю, что в будущем страна, народ, сами дети, потребуют изменить образовательный мир. Этот мир не годится, рушится. Перед нашими газами рушится, родители уводят детей, и открывают для себя частные классы, семейные. Почему это делается, это массово уже делается. Недоверие у школы, если школа это поймёт, и власть тоже поймёт, начнёт вести не такие формальные изменения, как ЕГЕ и т.д., это чушь. Это, не какая не реформа, даже деформация школы, и даже учебники ничего не сделают. Начнёт меняться сознание учителей, подготовка новых учителей. Сейчас мы готовим в вузах молодых людей со старым сознанием, они приходят молодые, но уже старые учителя.

Ваша педагогика встречала какой-то отпор, непонимание, вы к этому относились как? Это не оставляло желание продолжать работать?

Те 60-е годы, когда эта педагогика зарождалась в Грузии, тогда тяжело было, тогда власть партии была очень сильная и нас окрестили буржуазными педагогами, это было очень сложно тогда, потому что всегда стоял под ударами. И мы боялись, когда нас заберут.

Но вы всё равно верили в свою правоту?

Вот, если человек верит себе внутри, он всегда победит, даже если уберут, сошлют за Магаданом или где-то ещё, обязательно победит. Идеи побеждают, вот так. Эта вера нас спасла, потому что дети оправдывали веру. Мы так работали, они прекрасными людьми становились.

А сегодня вам легче работать?

В 70- годах уже привыкли, союз привык, страна привыкла, что идёт какая-то перестройка, что-то должно произойти, вот пронюхали эту педагогику тоже, тогда меня начали обласкивать. Даже приглашать к себе на чай. Раиса Максимовна пригласила, и это тоже было. Но это постепенно, видимо, человек должен верить в себя и в то дело, которому хочет посвятить жизнь.

В основе вашего активного долголетия, что лежит?

Во-первых, я никогда не думал сохранить своё здоровье, физическое здоровье, упражняться, бегать и так далее. Тот, кто это делает, хорошо, но я не делал этого никогда. Я просто трудился. Но я знаю одно, меньше надо думать о здоровье, и больше надо думать о романтике жизни, ибо романтика жизни, это духовный мир. Не в здоровом теле, здоровая душа, а наоборот. Здоровая душа создаёт здоровое тело. Со мной, в частности, так происходит. Я не знаю, насколько у меня душа здоровая, но стараюсь держать в более чистом порядке. Если внутри, внутренняя жизнь, возвышена и там много любви, доброты, отдачи много, куда тело денется? А раздражённый человек, обидчивый, завистливый, конечно, сам зарабатывает и рак, и многие другие болезни.
Почему-то у взрослого поколения мало мудрости, почему так случается?

Если судить по вековой пословице, то мудрость приходит с возрастом. Это верно. Но тут же кто-то добавил, более мудро, чем это. Иногда возраст приходит один. Есть причины и следствия, какие допускаешь причины, то и пожинай пожалуйста потом. Многие пожинают. Молодые люди, это поколение, не все, конечно. Среди них есть талантливые, хорошие и они будут пожинать праздную жизнь. А праздная жизнь им не принесёт удачи.

Может вы какие-то слова, адресованные нашим зрителям, скажете на финал программы?

На финал скажу следующее, я подарю всем три свои любимые заповеди. Первое, верьте, пожалуйста в безграничность ребёнка. Он всё может, нет двоечников, нет отличников. Они просто хорошие дети. Нет умственно отсталых, нет талантливых, они просто хорошие дети. Они рождены, чтобы принести пользу миру. Если кто верит в детей, тот будет выстраивать воспитание на вере, кто не верит, на криках будет выстраивать воспитание, на наказаниях. Второе, верить в педагогику любви. Любви, доброты, чуткости, отзывчивости, терпения, прощения. Это всё называется гуманная педагогика, вот в это надо верить и тогда, когда все обстоятельства вынуждают набрасываться на ребёнка, накричать и даже пощёчину давать. Вот тогда надо верить, когда на грани находишься. Это вторая заповедь. А третья, надо верить, что ты сам тоже человек, в свои силы надо верить, что ты настоящая мама, та мама, которая нужна твоему ребёнку, папа, который нужен твоему ребёнку, тот учитель, которого ждёт этот ребёнок. Верь в это, поэтому пусть будет больше мам и пап от бога, учителей от бога.

Спасибо вам огромное.
Другие выпуски
Все выпуски

Обратная связь
Новости дня