< >

О подготовке к ЕГЭ: интервью с Андреем Мишиным (часть 2)

Что ждёт Единый государственный экзамен и как к нему подготовиться выпускникам рассказал председатель предметной комиссии ЕГЭ Андрей Мишин.

Что ждёт Единый государственный экзамен и как к нему подготовиться выпускникам рассказал председатель предметной комиссии ЕГЭ Андрей Мишин.

В эфире "Актуальное интервью" и на этот раз мы поговорим о экзаменах. Ученики 11 классов, родители и учителя, думаю, и попытаются каким-то образом подготовиться, чтобы успешно ребята сдали экзамены. Свои вопросы мы адресуем заслуженному учителю РФ, председателю предметной комиссии ЕГЭ по английскому языку Андрею Валентиновичу Мишину.

Наверное, одна из сложностей сдачи экзамена ОГЭ и ЕГЭ - это устная часть. В этом ли году предлагают сдавать и русский язык. На Ваш взгляд, насколько это будет справедливо для тех, кто будет сдавать русский язык?

Я стоял сам у истоков разработки устной части по английскому языку. Мне нравится, чтобы экзамен охватывал с точки зрения языка все стороны. Как изучать язык и не говорить? Когда отказались от устной части, наша творческая группа инициировала ее возрождение. Мы ее сделали через компьютер. Это обязательно входит в состав экзамена. Там процедуры более жесткие. Что же касается русского языка, то эта идея - новаторская. У нас русский язык ассоциируется, что мы пишем. А скажем честно, дети-то наши плохо говорят на родном языке. У них очень интересные формы заданий. Где-то они совпадают с нашими подходами в оценке и в разработке версий по английскому языку. Поэтому я считаю, здорово, что такая возможность появилась. У ребят 9 класса это будет проходить в родной школе в определенные сроки, но до начала экзамена, в феврале - в марте. Это будут свои же учителя, которые будут принимать. Это будет называться допуском к экзаменам, как в 11 классах сочинение. Я тоже вижу в этом плюс, т.к. ребята стали больше читать, готовиться. В декабре они будут писать сочинение. А 9 класс сдавать устную часть. Мне очень хочется верить. По иностранному языку я вижу, мы подняли устную часть благодаря экзамену. Мы перестанем видеть такие ситуации, когда дети на гуманитарных предметах пишут и молчат. Это здорово, когда люди общаются. Эта форма достаточно грамотно организована и стресс такой не вызовет. Если бы мы представили, что это форма в обязательном экзамене с оценкой, то сколько надо было бы экспертов набрать? А тут это будет в школе, учитель посмотрит. Атмосфера будет спокойная, не будет нервотрепки. Ведь экзамен - это всегда определенный стресс.

Экзамен по истории. Грядет такое время, когда он тоже будет обязательным. Во всяком случае, обещают. Здесь-то, наверное, устный предмет, а дети все пишут и пишут.

Мне кажется, с приходом нового министра постоянно идут разговоры, что его включат. Логика нам понятна. В истории надо разобраться. Устроено общество у нас такое, что надо что-то ввести обязательное, тогда мы начинаем дергаться. Реально могу апеллировать к своему предмету. Например, в 90-ые годы не занимались таким разделом, как аудирование, тексты не слушали. Но ЕГЭ заставило нас заниматься этим вопросом. Может быть, я думаю, обязательный предмет, хотя это большой вопрос. На ближайшие годы пока никаких разговоров официальных не ведется. Ведется сообществом. Может, это подвигнет, что ребенок будет знать историю своей страны. Смотрите. Ведь сочинение ругали, говорили, а они ведь читают. Хотя я против, чтобы за счет того, чтобы всех мотивировать, давайте сделаем все экзамены обязательными. Нет, это неправильно. Надо предоставлять выбор. Кстати, те новые учебные планы по федеральным стандартам, по которым сейчас 8-классники в 9-ый класс будут переходить, 9-классники в 10-ый, они дают большую свободу по выбору предметов. Основных 6-7, а дальше он выбирает, что его интересует. История остается обязательным внутри этого выбора. Может...Но пока в стандарте новом прописано три предмета: русский, математика и иностранный. Вот пока то, что знаем.

Дело в том, что столько учебников. И учебники не совпадают с той информацией, которая, по идее, должна быть.

Это всегда проблема. С одной стороны, плохо, когда один учебник. С другой, задумайтесь о наших гуманитарных предметах, когда такой большой выбор. Министерство просвещения ставит задачу не случайно, сократить такой выбор перечня учебников. Когда все, кто во что горазд, это разумно. В этом году тоже много учебников. Пока это будет больше в минусе, чем в плюсе. Я согласен.

Учебник - важен, в частности по иностранному языку. Учитель выбирает, какой хочет. Что Вы советует своим коллегам?

Мы всегда советуем обращаться к тем учебникам, где авторы связаны с актуальными вопросами, связанными с важными вопросами, которые поднимаются в том или ином предмете. Сейчас мы говорим о важности сдачи ЕГЭ. Если авторский коллектив представляет, что на выходе будет у ребенка, наверное, такой учебник будет полезен. Сейчас мы делаем новый проект - учебник для детей России по английскому языку. Я возглавляю этот авторский коллектив. Там и мои коллеги из Твери. Как раз идея была проста, издательство выбирало тех учителей, которые связаны с ЕГЭ. Фактически, когда мы пишем учебник, мы реально понимаем, чем закончиться все это. Закончится экзаменом. Как он проходит? Это важно. Надо понимать, когда учитель выбирает учебник, он должен понимать, что перед ним ребенок 21 века. Это цифровой человек. Недаром мы многие учебники имеем в электронном виде. Без этого нельзя. Учителя учатся много. Я сам это делаю, вижу по своим коллегам, что бумажный учебник - это компонент чего-то большого. Учебники выбирают не учителя, а школы. Но часто идут звонки советуемся, что взять лучшего, чтобы это оказалось актуальным в дальнейшем.

Один из аргументов против ЕГЭ, что идет, как бы натаскивание на экзамен, а знания...Но тут зависит от учителя, прежде всего.

Я сам учитель - практик. Занимаюсь лет 15 ЕГЭ. Мы на ЕГЭ не натаскиваем, т.к. ЕГЭ по иностранному языку носит деятельностный характер, т.е. фактически то, что заложено в учебниках со 2 класса к этому же мы и придем в 11 классе. Говорить надо на английском. У тех коллег успешны дети, которые их не натаскивают, а вкрапливают материал ЕГЭ... какой-нибудь пробник провести в учебный процесс. Если мы порешаем 20 тестов, нам это ничего не даст. Это будет натаскивание. ФИПИ эту позицию говорит и родителям, и детям. Обязательно разберитесь с первоисточниками, возьмите работы прошлых лет, проанализируйте. Сегодня есть такой материал. Если только натаскиваться будете на ЕГЭ, достаточно низкие баллы получите.

Тогда вопрос стоит о подготовке учителей...

Стопроцентно. Самый главный вопрос...учителей и экспертов. А судьи кто? Мы сегодня в системе повышения квалификации в регионе меняем подход, упор, чтобы любой учитель, который приходит на курсы ощутил, что такое ЕГЭ. Первые знания с учителями - это погружение в ЕГЭ. Они решают реальные задание. Когда учитель окажется в роли ученика, это хорошо. С будущими учителями, я работаю в вузе, много внимание уделяем с магистрантами нашим формам обученности. Мы рассматриваем те же КИМы, чтобы будущий учитель понимал, неважно во 2 или в 9 классе он работает, что на выходе. Такая форма сегодня существует, то любому учителю с этим надо разобраться. Условия для этого создаются. Учителя не брошены. Я отвечаю за учителей иностранного языка. Мы много работаем в регионе, понимаем, что именно с ними надо работать. С детьми важно. Они будут работать с ними, а мы с учителями. Пока получается.

Замечательно. Что бы Вы посоветовали, прежде всего, будущим выпускникам?

Во-первых, я бы посоветовал им, что называется собраться силами и определить, какие ЕГЭ сдавать. Когда ребенок хочет сдавать 7-8 ЕГЭ, это вызывает страх. Традиционны набор в вуз 3-4 экзамена. Ребятам 10 класса в феврале я советую понять, хотя бы не в какой вуз, а направление, и начинать разбираться, прежде всего, через сайты. Мы хоть и говорим, что ЕГЭ - стабильные, но каждый год появляются в них какие-то нюансы. Снова нужно отдать должное ФИПИ, они уже в августе все это обозначили. Во-вторых, надо понимать, что ЕГЭ - это труд. Если хорошо учиться, делать уроки, этот процесс никто не отменял, он очень помогает. Человек - системный выигрывает во многом перед тем, кто просто что-то порешал. Надо погрузиться в ЕГЭ. При этом надо не забывать о себе любимом. Надо заниматься спортом, увлечениями. Нельзя ставить цель в 11 классе - ЕГЭ и больше ничего. Ни в коем случае. На ЕГЭ жизнь не кончается. Удачи!

Спасибо огромное. Думаю, с таким позитивным настроем ребята Тверской области обязательно успешно сдадут экзамены.

Успехов всем!

Спасибо.
16+

©2020 ГТРК «Тверь». Наименование издания Вести-Тверь (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-73738 от 21.09.2018 г.,зарегистрировано Роскомнадзором). Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор сайта ГТРК «Тверь» - Куропаткин Дмитрий Сергеевич. Телефон редакции сайта 8 (4822)32-37-60. Электронная почта vesty-tver@yandex.ru. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет.