< >

Как обеспечить безопасность детей в интернете: интервью с Григорием Пащенко

На одном из январских заседаний правительства Тверской области была принята региональная программа, главная задача которой обеспечить безопасность детей в сети интернет. Об этом мы поговорим с руководителем федерального проекта «Кибердружина» Григорием Пащенко.

На одном из январских заседаний правительства Тверской области была принята региональная программа, главная задача которой обеспечить безопасность детей в сети интернет. Об этом мы поговорим с руководителем федерального проекта «Кибердружина» Григорием Пащенко.

Здравствуйте, Григорий. Региональная программа принята. За 2 года планируется что-то сделать, по крайней мере, объединить усилия общественников, представителей органов госвласти, правоохранительных органов. На сколько своевременно принятие этой программы?

Программа была принята, скажем очень своевременно, потому что еще где-то год, полтора и мы бы совсем потеряли бы пульс. Сейчас программа нацелена на то, что, во-первых, ликвидировать те последствия, которые мы упустили и всё-таки разработать какие-то новые решения, которые позволят нам программу составить на 10 лет вперёд. Сейчас угрозы интернет возникают просто за две-три недели, к котором мало кто готов. Мы не говорим про какие-то фейкньюс, вбросы, но есть же опять вербовка в новое запрещенное государство. Мы знаем ситуацию с Венесуэлой, уже сейчас мы видим, что молодёжь, которой 15-16 лет паблики начинают накачиваться именно информацией, чтобы поднять молодёжь за «вот эту свободную Венесуэлу». Но это делают наши западные партнеры и как недавно вчера показал наш небольшой такой анализ: школьники и студенты они готовы поддержать свободную Венесуэлу, но они не понимают к чему это может привести. Соответственно мы видим, что сейчас молодёжь - это те дети, которые учатся, которых мамы с папами пытаются вырастить и сделать достойными людьми, могут просто выйти на улицу и кричать, воевать, кидать коктейли молотова непонятно вообще за что. Да, это было очень своевременно, тем более, что Тверской регион он сейчас находится на пике новаций. Мы стали первыми в цифровом телевидении, мы должны стать первыми именно в цифровом шаге по ликвидации тех негативных последствий, которые оставило даже предыдущее поколение в сети интернет.

Мы стали первыми и в практике «Кибердружины», проект зародился на Тверской земле. Сейчас федеральный проект. Почему вышли за пределы региона?

Проект зародился не совсем в Тверском регионе, в Тверской области зародился его ребрендинг. Изначально «Кибердружина» была нацелена на поиск деструктивного контента, только контента. А наше же вхождение в этот проект совершилось тем, что мы принесли белый хакинг - информационную безопасность. Если молодёжь умеет, скажем, получать ответ, обладает азами киберобороны, то никакие угрозы не страшны. Вышли за пределы, потому что наш опыт стал уникальным. Мы вокруг себя собрали увлеченную молодёжь, которой интересна информационная безопасность. Но если некоторая молодежь искали в себе цель, ради чего я должен изучать и, что я должен всё-таки в итоге получить, мы показали, что ты можешь пригодится в проектах, ты можешь быть интересен государству, тебя заметят и ты можешь сделать свой цифровой шаг, который потом останется в истории. Вышли за пределы, потому что другие регионы слышат, да про Кибердружину, но это было так номинально. Мы приезжали на какие-то места встречи, приходили какие-то кибердружинники, которые ну по факту не могли нажать даже кнопку на компьютере. Наш опыт стал уникальным, вокруг нас сейчас собралось большое количество людей. У нас есть свои курсы, есть свой форум по информационной безопасности, у нас посещение почти 20 тысяч в сутки, мы бесплатно обучаем информационной безопасности.

Обучаете кого? Детей или родителей в том числе?

Если говорить об общем проекте, мы обучаем и детей, то есть самый младший порог вхождения в наше обучение - это были детишки 6-7 лет. Как ни странно, им всё это очень интересно. Ходовая модель, это когда в игровой форме передается обычная работа с какими-то браузерами, работа с информационной безопасностью на стадии создания своих же аккаунтов соцсетей. Работа с родителями. С родителями работать сложнее. Родители просто считают: вы меня учите, а я итак уже взрослый, но мы к ним заходим через детей. Проводя мастер классы детям, которым уже 15-16 лет, а это уже подростки, они рассказывают всю эту информацию родителям, и родители неволей начинают воспринимать. Да, мы даже зашли на более старшее поле, мы зашли к бабушкам и дедушкам. Бабушек и дедушек сейчас чаще всего обманывают мошенники. Мы видели был всплеск обмана с картами и как ни странно, если мы думаем, что наши бабушки отсталые, совершенно нет. Есть люди, которым уже за 70 и они активно пользуются социальными сетями. Да, потому что это бесплатно можно пообщаться с родственниками из других регионов.

Про родителей спросила не случайно. Итогом программы, по крайней мере первого этапа, станет то, что в школах и в объектах соцзащиты, где возможен доступ детей к интернету, там будет фильтрация, жёсткая фильтрация такого запрещенного контента, небезопасного для детей контента, но ребенок идет в школу и чаще идет с мобильным гаджетом. Ребенок приходит домой, у него дома есть персональный компьютер, у большинства детей. И там уже интернет-пространство не такое безопасное получается.

Было очень много экспериментов, которые проводились не только на территории Тверской области. Детям дали свободный доступ в интернет. Затем просто промониторили трафик, который они всё-таки используют. Оказалось, что 80% трафика дети во время учёбы не заходят на какие-то как, казалось бы, страницы, где можно подсмотреть ответы. Это обычные онлайн игрушки, это обмен фотографиями, обмен селфи, музыкой. Конечно, же в школе это отвлекает от учебного процесса. Это направлено на то, чтобы интернет, который работал именно в школе, он был фильтрованным. Если говорить совсем просто: вай-фай работает, триджи не работает, четыреджи телефоны не работают. Но ребёнок без связи не работает. Переступая порог школы, его мобильный телефон подключается к вай-вай сети именно школы и дальше он работает через фильтр. Да, какой-то мессенджер работает, чтобы он мог маме, папе написать. Да, какие-то сайты открываются, но не более того. Да, как сказали, поставь глушилку - интернет мобильный не работает, работает вай-фай. Технически это реально, но, если говорить пришёл домой, вышел за пределы школы, тут уже надо работать с родителями. Если родители не будут понимать, что фильтрация и запрещать что-то вообще не поможет, надо просто растить в ребёнке желание принимать правильный контент. Многие, как нам объяснили родители, вы интернет почистите, будет хорошо. Но давайте по-другому, есть люди, которые подбирают на улице мусор. Если мусора на улице не будет, это не значит, что у человека исчезнет желание его не подбирать, подбирать не надо. Поэтому надо воспитывать детей, уже с ранних лет давать им именно правильный контент. В чём ошибка родителей. 7 - 5 лет ребёнку, самый такой опасный возраст, когда родители только-только, мама закончила декрет, вышла на работу, дали ему два-три гаджета, сказали ему: вот, пожалуйста, работай - играй. И потом они удивляются почему в 9 лет ребёнок вместо уроков сидит и играет в игрушку.

При этом просто запрещать нельзя ребёнку интернет, потому что найдётся альтернатива, если не дома, то где-то ещё?

Запрещать интернет нельзя. Мы должны показать именно ребёнку, что в интернете есть и хорошего, и плохого, но показать это мягко. Интернет стало уже своеобразным альтернативным миром, в котором можно найти не только себя, но и найти какую-то информацию и можно будет создать вторую личность. Для детей всегда быть важно быть кем-то. Если научить правильно воспринимать информацию, то интернет совсем не такой опасный. Мы же выходим на улицу, на улице бывают и опасности. Соблюдай меры предосторожности, переходи улицу на зелёный свет, не ходи ночью в незнакомых районах, люди также передвигаются, остаются в безопасности. Культуру надо воспитать. Но если есть мама с папой, которые все выходные проводят за компьютером, смотрят какие-то мемчики и при этом говорят: ой, как тут всё весело, естественно ребёнок будет брать пример с кого? С родителей. Когда мама задаёт вопрос: почему мой ребёнок просматривает такой страшный шокирующий контент, оказывается, что мама сама в этих пабликах зарегистрирована. Но я же взрослая, мне можно. Ну, хорошо, но откуда берет ребенок эту информацию. Надо работать с детьми, показывать им только хороший, позитивный контент. Это вторая задача, над которой мы работаем на федеральном уровне. Это создание позитивного контента, который заменит вот эту негативщину.

А что может войти в такой позитивный контент? Куда дети захотят приходить?

Позитивный контент будет нацелен, во-первых, на рассказ успеха, успех молодых людей. Если мы сравниваем: у нас 10 новостей идут про негатив и одна - две новости что кто-то где-то кому-то помог, спас. Нет, это новости позитивные, где молодые дети, люди делятся своими успехами. Кто попал в какую организацию сделал там стартап. Кто мог раскрыть какое-то новое качество, на пример, там в улучшении социальной жизни. Вот это первое. Второй момент, мы именно нацелены, это рассказ о том, какие сейчас у нас есть позитивные моменты в нашей на пример, взять там экономике. Все привыкли хаять, что в России экономика такая плохая, бензин дорожает, но никто не понимает, откуда всё это идёт. Давайте, не хочется опять возвращаться к этой Венесуэле, мы понимаем, что, если западные партнеры возьмут регион под свой контроль, то эта нефть, которая окажется в руках будет выброшена на рынок, моментально наша нефть обесценится. К чему это приведёт? Это будет экономический такой дефолт. Но как это будет в соцсетях преподнесено? Смотрите Россия всё разворовала, всё у вас украли, всё берите там бюджет, берегите, бегите из России. Мы хотим показать, какие есть настоящие новости. Откуда всё берутся, обучить именно таким экономическим моментам. И третье фейкньюс. Мы просто учим людей, берём топ 10 новостей фейкньюс, которые хайпуются и начинаем просто их развеивать. Вот этого будет достаточно. То есть позитивная новость - это весело развеять какую-то фейковую новость, на которую сейчас все начинают вестись.

Григорий, если мы сейчас с вами скажем гражданин Н. - плохой человек, в принципе ничем не обоснуя, гражданин Н. может подать на нас в суд, засудить и получить за это моральную компенсацию. Но если мы с вами зарегистрируемся под каким-то симпатичным аккаунтом, под ником каким-то и напишем, что гражданин Н. плохой человек при этом придумаем аргументацию, нам могут поверить. Вот эти фейкньюс почему они стали на столько распространены и зачастую невозможно отличить настоящую новость от фейковой?

Часто фейковые новости они базируются на каком-то маленьком, но правдоподобном факте. Ну, на пример, господин Н. споткнулся. Значит, пишут споткнулся и упал, и избил при этом депутата такого-такого, потом депутат достал свою ксиву и начал ею махать, вот смотрите, что получилось. Потом к этому депутату обращаются совершенно по другой ситуации, на пример, депутат до этого проверял, скажем, какие-то детские дома. Как вы относитесь к реформе по детским домам? Я отношусь позитивно. Хорошо. Материал совмещается. Вроде правдоподобно, получается фейк. Фейкньюс - работа по двум направлениям сейчас, первое это для того чтобы набрать подписчиков в паблике. Да, давайте говорить так. Паблики приносят деньги. Поэтому есть своя школа журналистов, которые пишут фейковые новости. И не просто новости, а смотрят, что народу интересно. Проводят специальный анализ по лайкам и репостам, видно, что в таком-то регионе сейчас очень волнует подорожание или там 9 яиц. Начинается фейк-вброс. Мы заказываем вот этот вот лоточек с 9 яиц, это стоит недорого, кладем туда эти яйца, несём в магазин, фотографируем. И пишем: да, действительно, зашёл в магазин, смотрите 9 яиц. Люди начинают лайкать, хайповать, делать репосты, начинается накачка людей в группы, накачали 2 миллиона людей. Дальше он может этой группой уже управлять. Мы можем эту группу продать депутату, кому-то ещё, можем проводить какие-то свои исследования. Второе, да, это конечно же, дестабилизация. Маленькие люди переживают, что как же теперь я буду высказывать своё там мнение в интернете. Надо поставить точное разделение. Одно - это фейкньюс, это что распространяют новостные агрегаторы, даже маленькая, небольшая публичная группа - это новостной агрегатор и то, что сказал один человек. Человек - это не ньюс, человек - это просто утка, это сказал, поделился мнением, предположил. Если это сказано каким-то пабликом, это уже новость. Нужно чётко разделять. Никто не будет людей мониторить страницы, говорить, вы высказываете мнение, давайте вас закроем. Это ошибочное мнение.

Мы как-то с вами плавно перешли к тому, что сейчас Государственная Дума занялась как раз темой фейковых новостей. Каким должен быть закон, который принимается сейчас?

Закон он должен чётко регулировать что такое новостной агрегатор. Пока такого нет. Если раньше хотели приравнять блогеров с подписчиками около 1 000 - 50 000 человек, что, да, ты являешься СМИ и заставить его регистрироваться. Но тоже это было неправильно. Почему? Сегодня у блогера 1000 человек, завтра подписчики ушли, у него 900 подписчиков. Он уже не СМИ. Завтра пришло 200. Вот эти вот качели, они мешают принять закон. Второе, это должен быть центр, который будет мониторить, работать с этими новостями и должен быть эксперт. Вот вопрос встал в эксперте, кто будет оценивать, что новость всё-таки фейковая. Если мы говорим о том, что просто взять новость и развеять миф, нет, здесь должен быть чёткий, собранный совет экспертов, да, фейк, потому что. Это новости касаемые экономики, законопроектов, это новости касаемые не только даже политики, но и межнациональных отношений. Многие даже не понимают как они строятся.

Но ведь получается, что сейчас может начаться спекуляция на таких понятиях, как цензура, свобода слова. Вы нам запрещаете говорить, о том, что мы хотим говорить. Не боитесь этого?

Спекуляция идёт уже сейчас. Уже многие начинают говорить, что нам закрывают свободу слову, всё закрывается. Нет. Задача поставить не цензуру на свободу выражения слова, а предоставить людям правильный честный контент. Опять нам идёт контраргумент: вы хотите предоставить только контент, который выгоден нашему государству. Да не в коем случае. Если сейчас мы с вами начнём мониторить новости, мы заметим, что многие новости, которые публикуются нерадивыми чиновниками, они моментально вымарываются, убираются. Это правильно. Фейковая новость может поломать человеку жизнь. Например, если подросток читает, да был вброс, о том, что сейчас не востребованы специалисты в области информационных технологий. Кому-то было выгодно, о том чтоб об этом сказали. Поэтому, мы не боимся. Это естественное явление и постепенно мы вернемся к тому,что когда убирали алкоголь, поставили под некий запрет, когда ставили, что продажи алкоголя ограничить, были какие-то всплески. Сейчас люди к этому привыкли. Вот этот закон он заработает и будет принят нормально, лояльно лет через 5, через 6 для следующего поколения.

Мы возвращаемся к тому, что мы все хотим, чтобы интернет был чистым, правдивым. Какую задачу для себя ставите в рамках региональной программы, вот на ближайшие 2 года. Что для себя поставите, какую задачу?

Изначально мы хотим, чтобы тверские паблики, которые сейчас мы ведем, мы говорим о пабликах с численностью именно подростков, молодых людей более 2 тысяч человек. Мы хотим их собрать воедино и очистить от того непонятного контента, который в них заходит. Главная черта тверских пабликов: у нас очень мало людей, которые производят свой контент, обычно это репосты из других групп, которые не понимаются. Второе, что мы ставим задачу: воспитать поколение информационной безопасности молодёжи на уровень включений полноценной возможности самообороны себя и близких. К нам обращаются подростки чаще с одной и той же просьбой: взломали аккаунт, меня шантажируют, личные фотографии украдены. Мы хотим научить как себя защищать, но всё-таки донести культуру общения между собеседниками, которых ты не знаешь. И всё-таки, да нам хотелось бы профориентировать молодежь, которая поступает на информационное обучение, чтобы они могли себя реализовать. Это первичное, никакой цензуры не будет. Работа с населением будет строиться так, чтобы донести до людей информацию о том, что всё-таки помимо интернета есть реальная жизнь. Я часто еду с утра на машине и вижу, что люди едут в автомобиле в пробках и читают какие-то новости, кто-то смеется, кто-то лайкает, кто-то кому-то репосты делает. Я думаю все-таки надо посмотреть, что за пределами интернета есть какая-то другая жизнь. Мы тоже хотим людей вывести из интернета, показать им прелести реальной жизни, чтобы они могли ощутить вкус настоящего.

Пока есть небезопасный контент, где можно познакомиться? Есть какие-то рекомендации, куда точно заходить не стоит ни взрослым, ни детям. По крайней мере, я как мама, хотела бы посмотреть и проверить, где мои дети находятся в интернете.

Я скажу не всем приятную фразу, но 90 % пабликов социальных сетей они нацелены на свои какие-то выгоды. Сейчас в интернете надо себя заточить на профильные форумы. Форумы возвращаются. Потому что на форумах нет этой глупой рассылки, нет приглашения в какие-то группы или как у нас есть аналог нашей соцсети на букву ф, где ты заходишь с утра, и ты почему-то состоишь в друзьях у людей, которых ты даже не знаешь. Ко мне обращаются очень известные люди, говорят: Григорий, почему я с утра захожу и у меня в подписчиках - друзьях человек, с которым я оппонирую последних 10 лет негативно, почему это так происходит? Соответственно нужно искать профильные форумы. Мы рекомендуем, если на самом деле, мама с папой решили, что пора дать ребенку интернет, нужно просто взять и уделить хотя бы неделю для того, чтобы выучить, а что у нас в интернете есть. Есть форуму по авиамоделированию, на пример, берем. мониторим. смотрим отзывы. Замечательный форум, послали ребенка, на этот форум записали. Есть форум по программированию, есть форум по автомобилестроению. В форуме такого нет, как обычно происходит вконтакте, вы как мама видели, ребенок вконтакте 25 сообщений, привет, хочешь заработать, репост, кек, сдд, куча спамов. На форумах ты читаешь информацию, если тебе нужна какая-то связь с человеком, там есть личные сообщения. Написал, выяснил, работаешь дальше, не отвлекает. И надо всё-таки молодёжи понять, что продать себя за лайк и за картинку, это, знаете, как рефлекс собаки Павлова. Тебе кинули кусочек еды, и ты за еду готов делать всё, что угодно. Нажатый лайк на мемчик - это деньги в карман другому человеку. Вот если это мы донесём, покажем, то в принципе всё будет хорошо.

Будем доносить и показывать. Спасибо большое за интересное и актуальное интервью.
16+

©2020 ГТРК «Тверь». Наименование издания Вести-Тверь (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-73738 от 21.09.2018 г.,зарегистрировано Роскомнадзором). Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор сайта ГТРК «Тверь» - Куропаткин Дмитрий Сергеевич. Телефон редакции сайта 8 (4822)32-37-60. Электронная почта vesty-tver@yandex.ru. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет.