Кадетское образование в Твери: вопросы и ответы
Как развивается кадетское образование в Твери, рассказали представители образовательных учреждений города.
Здравствуйте, сегодня темой нашего разговора станет кадетское образование. Мы находимся в 4-й школе города Твери. Где буквально два года подряд открываются кадетские классы. Ирина Владимировна, расскажите о вашем кадетском братстве, что это за новация? Откуда такая идея, какие классы появились у вас в прошлом году и в этом? И с чем это связано?
Сама идея возникла из-за патриотического воспитания. Этого сейчас крайне не хватает, и возникла необходимость прививать детям любовь к Родине, объяснять, что значить служить Родине, возрождать любовь к военной профессии. К профессии мирной, но которая связана с военным будущим. В принципе, возникла идея в прошлом году и мы организовали два кадетских класса ВМФ и 10-й класс МЧС, но на основе ГИМС. Эксперимент удался, потому что ребятам было очень интересно учиться и в этом году мы уже пошли дальше и заключили соглашение с академией ВКО, и с нашей прославленной авиационной дивизией. Организовали еще 3 кадетских класса – 2 пятых класса летчиков и 10-й класс. Только они начали учиться, я надеюсь, что их них получатся хорошие кадеты.
А как проходил набор ребят, это те, кто учился в вашей школе или из других школ привлекали?
Был объявлен конкурс в эти классы, объявления были по городу Тверь. Сарафанное радио больше. Но были четко поставленные рамки, когда ребенок может попасть в этот класс. В 5-й класс было можно попасть так – проверялись полугодовые работы. Характеристика, отсутствие хронических заболеваний. Таким образом у нас детей больше, чем мы планировали. В итоге, мы открыли 2 пятых класса. Конечно, пришли дети из разных школ, в основном из Пролетарского района. Есть из Южного. 10-й класс основу составляют дети, которую нашу школу заканчивали, они мечтают получить военную специальность в дальнейшем.
Станислав Александрович, скажите, как академия им. Жукова поддержала такую идею организовать кадетские классы и как вы будете сотрудничать?
Наша академия восприняла предложения с энтузиазмом. Был заключен договор. Была разработана тематика занятий, привлечены преподаватели с различных кафедр. Детям будет рассказано о различных видах техники- авиационной, комплексах автоматизации. Все, что поможет сделать правильный выбор в профессии. С ними будут проводиться занятия, которые будут поднимать их культурную и нравственную сторону. Занятия, направленные на патриотическое воспитание. Чтобы они были надежной опорой для своего Отечества.
Интересно, как летчики поддержали идею директора школы Ирины Владимировны?
Я вспоминаю декабрь прошлого года. Школьное родительское собрание было, показали небольшой фильм, я посмотрел в глаза родителям. Никогда не занимались подобным, к нам приезжают дети на экскурсию, но так чтобы проводить – впервые. Мы составили планы. Подписали договор, директор корректирует нам периодически. Сотрудничаем в академией. Направленность будет такая: для детей помладше будут занятия без сильной нагрузки, а для старшеклассников, они физику в школе пройдут, геометрию, сделаем упор научный. Будут занятия проходить по аэродинамике, метеорологии, конструкции самолетов, занятия по связи, научим детей азбуке Морзе. Собрали совещание и тут столько желающих появилось показать и рассказать. Я думаю, у нас получится. Плюс – сходить на авиатехнику, посмотреть, потрогать своими руками, сфотографировать, музей посетить, послушать историю полка, дивизии, я думаю, результат будет.
Ирина Владимировна, ВТА и академия ВКО – эти люди заняты очень, как вы будете совмещать, как вы сможете их пригласить, чтобы ребят научить? Как-то вы это обсуждали?
Конечно, обсуждая и заключая соглашение, мы обсудили и режим работы ребят. Мы все понимаем, что 5-й класс – это маленькие дети, и т.к. у нас не военное училище, мы должны их возвратить домой вечером, им нужно сделать уроки. Один день у нас лётное дело, в 10-м классе это один или два дня в неделю. Остальные дни во второй половине дня ребята всегда заняты. Мы ходим в бассейн, учим ребят плавать. Обязательно строевая подготовка, шахматы. Хореография, этикет, самбо. Рукопашный бой. И у ребят и родителей есть понимание на занятость военных. И они умеют планировать свой график, и мы можем подстроиться под их график.
Леонид Игоревич, а форма у ребят такая же как у вас. Как вам удалось сделать?
Форма у ребят у нас один в один. Единственное, у них размеры свои. Тут не без нашей подсказки. Чтобы они, когда приходили к нам в часть, понимали, что идет военнослужащий и парень или девушка, который в форме выглядит так же. Дисциплинирует – они стараются выглядеть, вести себя подобающе.
Артем Анатольевич, как вы считает, у многих летчиков есть дети. Если они попадают в такой класс, я знаю. Что и ваш ребенок попал в один из летных классов, насколько это важно приучать ребят к авиации с детства?
Преемственность поколений никто не отменял, я сам вырос в семье военнослужащего, отец у меня инженер, летал, участвовал в конфликтах, у меня с детства складывалось мировоззрение. Есть необходимость продолжать это, приобретать профессию военного -защитника Родины. Это большая гордость для меня, для моих родителей, фотографию отправил ребенка в форме, все в восторге. Я обсуждал, и с отцом советовался. Желание есть, чтобы она стала летчицей. Это сложно для девчат. Если честно. Много подводных камней, но пытаюсь уговаривать, убеждать.
Как все-таки будет проходить обучение? 5 класс – они маленькие.
Мы выбрали творческий подход. В 5 классе у них будут занятия – строевая подготовка, изучение устава. Т.е. дисциплины военной направленности. Но мы будет давать здания с точки зрения их дисциплинированности. Знания дисциплинарного устава в совокупности с ношением формы будет их дисциплинировать в их последующей жизни. А в классах 10-11 классах им будут давать знания специализированных направленностей, это позволит выбрать направления, куда им идти. Либо в летное училище, либо в зенитно-войска.
Сейчас на уровне Минобразования создан спецсовет, который занимается единой системой кадетского образования у нас в России. На ваш взгляд, Леонид Игоревич, что нужно добавить в эту систему, изменить? Чтобы больше ребят привлекалось?
Это надо вынести на всеобщее обозрение. Взять сравнительный анализ и посмотреть, что стало с теми детьми, и что они большего достигли, все равно придет в жизни момент, который поможет ему продвинуться выше по своей лестнице.
Организационный вопрос сложный. Штат нужно увеличить, ветеранов привлечь, тренажер в школе поставить летный. Надо работать над этим, убеждать. Может правительство на государственном, муниципальном уровне.
Я являюсь военнослужащим в 3-м поколении. Мой отец, дед подполковники запаса. Я сам был кадет, являюсь выпускником Оренбургского кадетского корпуса. Мне она многое дала и помогла в жизни. У меня двое детей, старший в 10-м классе в кадетстком.
Изучив опыт по России, кадетские корпуса есть. Но такие как у нас – нет. Наша задача – дать азу кадетского образования, погрузить его. Многосторонние знания. Сейчас рано об этом говорить. У нас есть и технический университет. Они могут стать и грамотными инженерами. Существует много специальностей – конструкторы. Самая главная задача – помимо того, чтобы был раскрыт талант каждого ребенка. И интерес к учебе не угасал, а развивался.
Мы надеемся, что вскоре российскую авиацию, самолетостроение пополнят будущие защитники Родины и просто настоящие профессионалы. Спасибо за внимание и до встречи!