< >

Владимир Анисимов о подготовке ребенка к школе

Сегодня мы беседуем с профессором российского университета естествознания, зав.кафедрой ТвГУ, кандидата педагогических наук и практикующим психологом Анисимовым Владимиром Петровичем. Осталось несколько дней, когда несколько тысяч юных жителей Тверской области отправятся в школы. Вот тут начнутся проблемы: кто-то не сможет усидеть на месте, кто-то будет продолжать играть.

Сегодня мы беседуем с профессором российского университета естествознания, зав.кафедрой ТвГУ, кандидата педагогических наук и практикующим психологом Анисимовым Владимиром Петровичем. Осталось несколько дней, когда несколько тысяч юных жителей Тверской области отправятся в школы. Вот тут начнутся проблемы: кто-то не сможет усидеть на месте, кто-то будет продолжать играть.

Сейчас насколько актуальна тема подготовки? Пока говорим об интеллектуальной и физической подготовке. Не все родители занимаются с детьми, не все водят в развивающие центры и не все на подготовительные курсы в школы. Насколько актуально то, что я перечислила делать перед тем, как ребенок поступает в школу?

Спасибо Вам, Татьяна, за вопросы. Вы, по сути дела, уже определили некоторые, я бы сказал, с точки зрения науки, категории. В системе образования мы легко их определяем. Одна из них - это родители, которые отводят детей в ближайшую школу. И позиция еще с советских времен, что школа все сделает: может обучить, воспитать и выпустить человека достойного. Вторая категория - родители, которые хотят, чтобы их ребенок развивался. Это тревожная категория, с одной стороны. И наверное, правильно. Они хотят, и это правильно, чтобы они были успешными. В чем? В социуме. Есть третья категория, на мой взгляд, очень глубоко мыслящая. Их немного, но сегодня это авангард родительства, которые заботятся, чтобы ребенок нашел свой дар. Сегодня наука обозначает, что каждый ребенок - одарен и нужно создать условия лишь. Вот как их создать? А условия - это просто, это среда, система отношений с избранными людьми...какого учителя, а не школу я могу определить для своего ребенка, какой контингент родителей, а не столько учеников, т.к. они "зеркало" своих родителей, они повторяют все, что делают в семье. И тогда что за контингент родителей будет в классе. Естественно, как я могу создать такие условия, в том числе и дома, чтобы он не оставлял своего детского желания, а это и есть детство, - хочу все знать. Не все, в смысле окружающего мира. Хотя если мы в гаджеты заглянем, можно узнать все, что угодно. А хочу знать все про себя любимого. И тогда каково мое место, кто я и где я могу найти свой дар, как лидер, как одаренный человек. И не ориентироваться на социальные нормы, когда они и так уже будут естественно меня поддерживать, как человека - лидера. Вот в двух словах это так. И родителю остается только себя определить, к какой категории он относится. Тогда по старинке: школа что-нибудь сделает или я забочусь о том, чтобы для своего ребенка хочу создать, но не как для всех, а третий уровень - я хочу создать, как родитель, такие условия, которые бы точно помогли быть не просто успешным, а лидером. Это очень серьезный вопрос. Дальше возникает вопрос: как это все определить и где найти такую школу и учителей.

То есть даже не важно какая школа для начальной школы, важен учитель. А как его выбрать, как найти? Хорошо, если твой старший ребенок уже учился у замечательного педагога? А если первенец, то каким образом?

Если первенец, то ему и надо доверить. И если не вдаваясь в глубокие психолого-педагогические анализы, то можно обобщенно сказать, и это будет правильно так. На подготовительные курсы к этому учителю желательно поводить и, возможно, не к одному, и точно сориентироваться на желание ребенка: какой тебе понравился учитель больше. Если ребенок скажет, условно, "Мариванна", то к ней и ведите. Разумеется, когда Вы еще и собрали информацию: что это за учитель, насколько она компетентна и готова работать с детьми. И первые там два момента: умеет ли она общаться с детьми не просто ровно, а умеет ли она строить отношения с детьми так, что они чувствуют себя, как дома. А во-вторых, она, как знающий специалист, может легко обеспечить условия, когда каждый ребенок успешен. Вот такие учителя у нас в городе есть и к ним очередь, трудно попасть к ним. Это один из признаков такого учителя. И я думаю, что любой учитель в итоге чувствует себя востребованным именно потому, как к нему относятся родители и дети.

Замечательно. Но учитель - учителем. Но Вы в самом начале говорили о том, что важна позиция семьи все-таки. Каким образом не переборщить, что ли, чтобы у ребенка еще до начала учебы не пропал интерес? Ведь можно загрузить так, что он и читает, и пишет, и на языках говорит. Как здесь быть, как соблюсти "золотую середину"?

Это очень глубокий вопрос. Спасибо. У меня такое ощущение, что Вы специально готовили их. Ну, а это глубокий психологический вопрос: как не переборщить? Мы, родители, искренне беспокоясь о будущем своего ребенка, хотим, чтобы ребенок был успешен не только в социальном своем окружении, но и обязательно по вертикали развития своего. Мы это называем - "индивидуальная траектория развития". Это не каждый родитель знает, но предчувствует это. Первое, что важно, чтобы не переборщить, - это верить. Смотрите, я сейчас начинаю категориями теологическими пользоваться. Верить, что мой ребенок, а это, действительно, научно обосновано, родился одаренным потенциальным. Беспокойство родителей, когда я сомневаюсь, что-то не так, я начинаю слушать других, это не правильно. Я в своего ребенка верю. Правильно поступают родители, когда защищают своего ребенка в любом случае. Это первая категория очень важна. Во-вторых, не переборщить - это, означает, не перегружать его в дошкольном детстве. Хорошо, что сегодня федеральный образовательный стандарт дошкольного образования говорит, что игровая деятельность - главная. Там нет подготовки к школе. Научить сегодня читать и писать - не проблема. Технологии настолько продвиты, что ребенка привлечь к чтению и счету, очень легко делает любой хорошо подготовленный учитель. А вот то, что касается: не сбить его вектор, когда я его насильственным образом заставляю читать, сам по себе процесс важен. Важно: что читать, какой смысл, какие ценности в этом чтении заложены. Этим не каждый родитель обладает. Тогда начинает передавливать. Считай в магазине или еще что-то такое. Вот не переборщить.Есть смысл вовлечь. И вся жизнь - игра, когда это увлеченно очень. Но при этом надо сделать так, чтобы жизнь ребенка была интересной, чтобы он хотел идти в школу, потому что там у него есть среда, где он может многие вопросы свои реализовать, достичь. Это возможно сделать с хорошим учителем и, как Вы правильно говорите,с поддерживающим родителем, который пристраивается к желаниям ребенка, как это ни странно сегодня звучит. Но мы говорим, это база. Вот потребность ребенка является основой в образовании. Дальше надо только понять, как этими потребностями правильно манипулировать. Опасное слово употребляю. Но правильно манипулировать, чтобы помочь ему выйти на уровень очень достойный, "собственно человеческий", как говорит Амоношвили. Человек не должен расти, не должен жить, это удел растений и животных. Человек должен уметь "человечить". Как на это выйти? Только со смыслом, с ценностями. Тогда больше вопросов родителям.

Ключевое понятие - это развитие ребенка. Ведь мы же говорим, что каждый ребенок - талантлив. И вот он попадает в первый класс, подготовлен - не подготовлен - еще трудно определить и все почти на равных условиях. Проходит полгода, кто-то лучше - кто-то хуже. А как же сделать,чтобы у ребенка не пропал интерес и желание учиться? Или у кого-то уровень интеллекта выше или ниже? Или виноваты педагоги и родители, что он - не успешен?

Вы опять очень задаете вопрос. Я бы только сформулировал не с позиции виноваты, а с позиции ответственны. Вроде бы близко по содержанию, но суть другая. Потому что да, ответственны, родители и педагоги. Педагоги - в большей степени, на мой взгляд, потому что это компетентные люди, которые призваны смотреть и видеть, как в своем ребенке, его особенности, его индивидуальные свойства, которые позволяют ему реализовать свои "хочу" и свой интерес. И тогда для родителей очень важно присматриваться к ребенку. И при выполнении общих требований программы, здесь не надо перегружать, стремление все в гимназию. Никто в вузах сегодня не смотрит, какую Вы гимназию или школу закончили: сельскую, при МГУ или при нашем университете. Смотрят, насколько человек подготовлен и насколько он умеет мыслить. Эти статусы сегодня все меньше и меньше играют роль. Важно играть в том, что касается мышления своего. Как говорил Бернард Шоу: только 4% людей у нас умеют мыслить, остальные скорее умрут, чем позволят себе мыслить. Вот это опасность. Надо тренировать ребенка на своем примере: каким образом я умею решать жизненные задачи, как я умею мыслить. Вот это функция родителя. Достаточно просто примера. Все, что касается учителя. Да, он обеспечивает то, что касается стандарта образования, за это он отвечает головой. Но сегодня масса дополнительного образования. Вот здесь как в школе, так и в системе в общем, когда мы имеем в виду спортивные школы, искусств, где можно найти применение ребенку в его свободное время. И еще огромный потенциал. Сегодня закон об образовании предусматривает семейное образование. Есть дети, которые ни разу в школу не ходили. Но учатся в вузах. Закончив к 14 годам весь стандарт общего образования и реализуя себя в системе высшего образования, как профессионала. При этом общее свободное время у таких детей затрачивается на освоение общеобразовательной программы - 2-3 дня в неделю. Остальные 4 дня ребенок свободен на предмет допобразования, определения своих интересов. Понимания того, где родитель проявить себя, как родитель - заботливый, и найти ту нишу, где ребенок будет проявлять интерес: будущий ли футболист ли они либо музыкант. Есть у нас такие дети - одаренные, которых и правительство области поддерживает. Естественно, все, что касается Сколково, одаренных детей. Я считаю, что сегодня в каждой семье должно быть свое Сколково. Родители будут предчувствовать, где интересы ребенка, и будут давать в этом виде деятельности себя проявлять.

Многие говорят: в первый класс отдаем ребенка, пусть только учится, перенагружать его не будем школами дополнительными. Это неправильно? Должны быть обязательно и рисование, и музыка присутствовать?

Да. Чем младше ребенок, тем больше эстетических видов деятельности, потому что они актуализируют как раз эмоциональную сферу у детей и там, где нет жестких ориентиров, оценочных. На это бы я обратил особое внимание. Хороший педагог эстетического цикла - это человек, который умеет без оценочно вести ребенка так, что он чувствует себя успешным. Тогда все больше наших музыкальных и художественных школ, когда ребенок может проявлять себя достаточно успешным по своей индивидуальной части, а не на предмет социальных оценок и норм. Очень важно прислушиваться - предчувствовать к ребеночку. Важно повести к такому педагогу, дать возможность погрузиться в этот вид деятельности и почувствовать: мое это или нет. Это может сделать только сам ребенок. Наша задача родителей и педагогов - обеспечить условия, максимально комфортные, психо-эмоциональные и познавательные, которые позволяют ребенку удовлетворять свои познавательные вопросы, прежде всего, и ответы, которые появляются у него в поиске на эти вопросы. 

Наверное, здесь надо подходить индивидуально. Ведь кто-то может учиться и в обычной, и в музыкальной, и в спортивной. Надо смотреть на ребенка, на его здоровье. И родители должны свои притезания регулировать.

Это важно. И тогда обеспеченность успешного продвижения и развития - однозначны.

Несколько советов тезисных родителям, которые сейчас отправляют детей в первый класс. Что сделать для того, чтобы они были успешными, и все, о чем, мы говорили привело к тому, чтобы и в средней, и в старшей школе ребенок был успешен?

Мне не очень употреблять приставку "не". Психологи это не делают. Чего не надо делать. Сегодня много ошибок родительских и педагогических, к сожалению. Но это тоже не беда. Их можно исправлять. Если сфокусировать одной фразой,тезисом, я бы сказал, что очень важно прислушиваться к потребностям ребенка и, естественно, создать условия для него, чтобы он мог их проявлять в конкретных видах деятельности. Гарантирую Вам. Успех обеспечен.

Спасибо Вам огромное, Владимир Петрович. Мы беседовали с кандидатом педагогических наук, с психологом Анисимовым Владимиром Петровичем.

Спасибо.
16+

©2020 ГТРК «Тверь». Наименование издания Вести-Тверь (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-73738 от 21.09.2018 г.,зарегистрировано Роскомнадзором). Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор сайта ГТРК «Тверь» - Куропаткин Дмитрий Сергеевич. Телефон редакции сайта 8 (4822)32-37-60. Электронная почта vesty-tver@yandex.ru. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет.