< >

Тверской регион отмечает 250-летие со дня рождения И. А. Крылова

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве. Детские годы будущего баснописца прошли в Твери.

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве. Детские годы будущего баснописца прошли в Твери.

C именем известного баснописца Ивана Андреевича Крылова, в большей степени, связаны два города: в Твери прошли его детские и подростковые годы, в Санкт-Петербурге он жил и работал всю оставшуюся жизнь. И в северной столице, и в Верхневолжье, сохранили память о метком сатирике. В Санкт-Петербурге памятник ему был установлен в 1855 году, чуть больше чем через столетие, монумент появился в Калинине. «Книгой мудрости самого народа» назвал Гоголь басни Крылова. Пушкин отмечал «высокое лукавство его ума». Поэт Батюшков сказал о Крылове: «Это человек-загадка, и великая». Тиражи его произведений многократно превышали тиражи сочинений современных ему писателей и поэтов. Никто из русских баснописцев не превзошёл Крылова в афористичности и меткости сатиры.

Фразы из басен Крылова учить не надо, они сами ложатся на язык и выплывают в памяти. Самые популярные изображены на стеллах с горельефами у памятника баснописцу в Твери. Решение об установке памятника в Калинине, и о переименовании улицы Вольной, до революции Секретарской, в улицу Крылова, было принято постановлением Совнаркома в 1944 году к 100 - летию со дня смерти баснописца. Идею архитектора Николая Донских воплотили скульпторы Сергей Шапошников и Дмитрий Горлов. Открытие монумента состоялось 14 августа 1959 года.

«Мало кто знает, что первоначально было два проекта памятника. Один из них - это памятник юному Крылову, такому, каким он был в Твери, мальчику, которого окружают герои его будущих басен. И второй, это памятник уже пожившему, суровому обличителю людских пороков. Естественно, победил именно этот, второй проект, и в 59 году появился монумент, где Иван Андреевич представлен очень, на мой взгляд, не типично. Ведь, если на памятнике в летнем саду, Крылов был представлен сидящим, расслабленным, задумчивым, здесь он суров, здесь он готов осудить, и эта непривычная поза наводит на совершенно другие размышления, нежели памятник петербуржский», - рассказал Александр Сорочан, профессор ТВГУ, доктор филологических наук.

Первая книга басен Ивана Андреевича Крылова вышла в свет в 1809 году, на счету писателя более двухсот обличений человеческих пороков и страстей, они также злободневны и сегодня. К сожалению, время меняется, а природа человека остаётся прежней. Один из современников Крылова назвал его творения «поэтическими уроками мудрости". В фонде редких книг областной библиотеки имени Горького, хранится первое полное издание басен, помещённых в одном томе. Книга издана в 1864 году в Санкт - Петербурге, в типографии Гогенфельда.

«Крылов прожил довольно долгую жизнь для того времени, 75 лет, и уже при жизни он стал знаменитым. Его многие просили написать автобиографию, но он всегда отказывал. Крылов не любил рассказывать о себе, поэтому о событиях из его жизни, мы узнаём из воспоминаний современников. В данной книге биография, написанная его современником Плетнёвым, и это первая биография, прижизненная биография Крылова, которая потом много раз перепечатывалась в других изданиях. Ещё одно интересное издание, это басни 1911 года. Это издание считается самым красивым дореволюционным изданием. Было напечатано в типографии, которая специализировалась на книгах, предназначенных в подарок. Книга содержит много иллюстраций. Здесь 105 рисунков и 48 картинок», - рассказала Наталья Уткина, ведущий библиотекарь Тверской областной универсальной научной библиотеки имени М. Горького.

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве. В столицу Верхневолжья бедный армейский офицер, Андрей Прохорович Крылов, приехал после участие в подавлении пугачёвского восстания. Чтобы содержать семью с двумя детьми, устроился работать в Тверской магистрат. В то время Ивану было 6 лет. Август Жизневский, управляющий Тверской казённой палатой писал: «Как сын бедных родителей, Крылов рано познакомился с действительной жизнью, рано начал сталкиваться с людьми. С детства он любил бродить по городу. Все закоулки и улицы Твери были ему известны и всюду он имел товарищей. Он посещал народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою». Известно, что вначале Крыловы жили в Затьмачье, потом они переехали ближе к месту службы отца на современную улицу Крылова.

«Сначала Крылов появлялся здесь на службе у отца, но в 1778 году, Андрей Крылов умер и Ивану Андреевичу пришлось самому кормить семью, мать и брата, и 9 летний Иван Андреевич устроился на службу подконцалеристом, сначала в Калязинский суд, а потом в Тверской магистрат. Несомненно, в Калязине он не служил, а только вырабатывал выслугу лет, а в Твери он действительно служил подканцеляристом и получал жалование. И с 9 лет юный Крылов ходил на службу вот в это здание, где ныне располагается театр юного зрителя. В Твери Крылов оказался в исключительно интеллектуальной среде. Не смотря на то, что город был провинциальным, здесь служили довольно многие интересные и заметные люди. Одним из главных деятелей в тогдашнем чиновнем мире был Диамид Карманов, известный как историк города Твери, также как тверской нотариус. Андрей Крылов дружил с Диамидом Кармановым и именно в библиотеке Карманова юный Иван Андреевич брал свои первые книги, и именно в общении с тогдашними тверскими образованными людьми, он получал то, чего не мог получить в системе образования, потому что Крылов не имел возможности учиться, всю школу ему заменяла школа жизни, ну и конечно, спектакли и представления», - отметил Александр Сорочан, профессор ТВГУ, доктор филологических наук.

Именно в Твери, Крылов начал наброски своего первого комического представления «Кофейница», героиня этого произведения, помещица Новомодова, слепо верящая разного гадалкам и шарлатанам.

Из Твери Крылов уезжал, уже познакомившись с некоторыми литературными достижениями, не только иностранными книгами, но и с произведениями местных авторов, потому что в Твери были свои поэты и свои сатирики, в частности, при Тверской семинарии существовал не только театр, но и нечто вроде литературного объединения. Тверская семинария, располагавшаяся возле Путевого дворца, как раз дала несколько образцов исключительно интересного сатирического красноречия, вполне вероятно, что Крылов и читал эти произведения и видел, как разыгрываются на сцене эти диалоги и спектакли.

Когда будущий баснописец в возрасте 14 лет приехал в Санкт-Петербург, один из книготорговцев совершенно неожиданно купил пьесу за 60 рублей ассигнациями. Крылов, попросил расплатиться с ним книгами, и набрал в книжной лавке интересующую его литературу.

«Приехав в Петербург, он окунулся не только в театральную, но и в литературную жизнь и стал частью кружка вольтерьянцев, в которые также входили Клушин, Радищев, Румянцев, и который группировался во многом вокруг княгини Дашковой. Крылов стал издателем журнала «Почта духов», потом издателем журнала «Зритель» и журнала «Санкт-Петребургский Меркурий», в которых очень ярко отразились его новые идеологические настроения. Мы привыкли к тому, что Крылов писатель - добродушный дедушка баснописец. В 80-90 годы Крылов был писателем - либертеном, писателем антикраликальным, писателем, который очень смело высказывался против власти. Писатель, который выступал с исключительно эффектными и по тем временам, рискованными, заявлениями. Например, его повести «Ночи» или «Каиб», восточная повесь, написанная под влиянием Вольтера, сейчас могут показаться безобидными, но в те времена они вызывали настоящую бурю возмущения среди многих читателей, не только политическими высказываниями, но и, как казалось, грубостью. В типографии, которой владел Крылов, был устроен обыск и Крылову пришлось свою третью повесть передать для прочтения властям, а потом уничтожить», - рассказал Александр Сорочан, профессор ТВГУ, доктор филологических наук.

Крылов было беспощаден в своих высказываниях и об императрице. В басне «Умирающая кокетка», которая была написана ещё при жизни Екатерины Великой, Иван Андреевич достаточно смело пародирует завещание императрицы и надсмехается над указаниями, которые она дала по поводу своих похорон. Эта притча завершалась фразой: «Когда и мёртвая понравится желала, то какова ж, в живых, покойница бывала». После публикации этой басни, хотя и анонимной, Крылов вынужден был покинуть Петребург. Официально считалось, что он уехал по казенной надобности, на самом деле это было практически бегство. До сих пор исследователи не очень точно представляют, чем он занимался в это время. Основным местом работы Ивана Андреевича в Петербурге, была императорская публичная библиотека, здесь он трудился 30 лет.

«Можно сказать, он фактически основал отдел русской книги. Он, когда начинал там работать, в отделе было всего 4 книги. После напряжённой, огромной проделанной работы Крылова, он сам лично занимался комплектованием, через два года в отделе было уже 3200 экземпляров, а в 1841 году было более 30 тысяч книг, плюс 10 тысяч дублетных экземпляров. Помимо комплектации, Крылов занимался каталогизацией, он создал топографический каталог, он вёл библиографические записи, он первый применил шифровку книг, чтобы быстрей находить книги», - поделилась Наталья Уткина, ведущий библиотекарь Тверской областной библиотеки имени М. Горького.

Масштаб таланта Крылова был очевиден даже его современникам. Сразу после кончины баснописца в Санкт-Петербурге стали собирать средства на памятник. С этим был связан целый вал воспоминаний о личности писателя, его характере.

«Чаще всего акцентировали не силу характера, сколько всепобеждающую лень. Рассказы о том, как Иван Андреевич, не желая идти на званый вечер, сел на собственный цилиндр, и никто не мог его поднять. О том, как он беседовал с государем, о квартире возле Аничкова дворца, о том, что мы, государь, с вами соседи, только встречаемся редко. О том, как неприхотлив был в быту баснописец, и о том, какие кулинарные подвиги он совершал. Очень часто на этой почве возникали самые разные легенды, о том, что Крылов умер от переедания, и о том, что был он феноменально, фантастически ленив. На самом деле, за феноменальной, фантастической неподвижностью, статичностью фигуры Крылова, скрывалась действительно сильнейшая натура, сильнейшая личность. Это был исключительно остроумный человек. Когда в узком коридоре публичной библиотеки с ним встретились молодые сотрудники и, уступая ему дорогу, а коридор был действительно узкий, сказали ему вслед: «Экая туча пошла». Крылов обернулся и сказал: «Да, лягушки заквакали». В основном, все истории о нём подчёркивают, что за внешней леностью, скрывалась, действительно, сильнейшая, интереснейшая натура», - отметил Александр Сорочан, профессор ТВГУ, доктор филологических наук.

В 19 веке появилась публикация анекдотов о Крылове, записанных, скорей всего, по воспоминаниям художника Венецианова и отредактированных, в то время редактором Тверских губернских новостей, Иваном Лажечниковым.

«Один из этих анекдотов. Иван Андреевич Крылов всегда сидел в своём любимом кресле, прислонясь головой к стене, отчего на обоях образовалось большое грязное пятно. Гости заметили ему, что неплохо бы обои помыть. На что Крылов заметил, если помоешь, пятно только увеличится. Переклеивать обои, оно опять же появится, поэтому давайте мы сделаем так: повесим чистенькую тряпочку, а когда тряпочка замарается, можно будет её постирать, и своей выдумкой Иван Андреевич был исключительно доволен. Конечно, за этими непритязательными бытовыми историями, подчас теряется облик великого баснописца, но при этом создается облик замечательного человека, и единственного, по сути, народного писателя, потому что имидж дедушки Крылова был абсолютно уникален в русской литературе в 19 веке и в 20», - рассказал Александр Сорочан, профессор ТВГУ, доктор филологических наук.

Любовь к баснописцу является чем-то уникальным, трудно найти подобное в массовом культурном сознании России. Именно басни обеспечили ему бессмертие в читательской памяти.

Ирина Пономарева, Олег Сурин


16+

©2020 ГТРК «Тверь». Наименование издания Вести-Тверь (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-73738 от 21.09.2018 г.,зарегистрировано Роскомнадзором). Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор сайта ГТРК «Тверь» - Куропаткин Дмитрий Сергеевич. Телефон редакции сайта 8 (4822)32-37-60. Электронная почта vesty-tver@yandex.ru. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет.