< >

«Осенние досуги» Александра Сергеевича Пушкина

Когда и у кого гостил поэт в Тверской губернии, как проводил время и над какими произведениями работал, можно увидеть в новой программе «Осенние досуги Пушкина».

Когда и у кого гостил поэт в Тверской губернии, как проводил время и над какими произведениями работал, можно увидеть в новой программе «Осенние досуги Пушкина».

Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают…
Зато зимы порой холодной
Езда приятна и легка.
Как стих без мысли в песне модной -
Дорога зимняя гладка.

Едва ли что здесь изменилось ... А ведь эти строки из «Евгения Онегина» написаны почти два столетия назад. Над седьмой главой поэмы Александр Сергеевич Пушкин трудился в Малинниках - в старицком поместье Прасковьи Александровны Осиповой. Усадьбу она получила в наследство от первого мужа - Николая Вульфа. С Пушкиным они - родственники и соседи по псковским имениям. В Михайловском поэт был в ссылке. Его одиночество скрасило общение с милым его сердцу семейством. Поэтому на приглашение погостить в Тверской губернии он откликнулся охотно. Впервые приехал в Малинники 23 октября 1828 года. Называл их своим «рабочим кабинетом». Подружился с хозяином усадьбы, с сыном Осиповой, - студентом и повесой Алексеем Николаевичем Вульфом, познакомился с его соседями - помещиками. Дни, проведенные Пушкиным на берегах Тьмы, были такой наполнены радостью, что спустя годы, он при случае шутливо говорил: «Хоть малиной не корми, да в Малинники возьми!». Удалось поэту и плодотворно поработать в старицкой глуши. Он завершил то, что начал обдумывать еще в Петербурге. Через несколько дней после приезда из-под его пера вышло посвящение «Полтавы», «Анчар», «Ответ Катенину», «Ответ Готовцовой», «Поэт и толпа», «Цветок».

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?

Первая «старицкая осень» Пушкина продлилась полтора месяца. Вторая, в 1829 году, - месяц. Провел ее поэт в гостеприимном доме Павла Ивановича Вульфа. До сих пор стоит в стороне от больших дорог, в двух километрах от Бернова, тихая и живописная деревенька Павловское. Она сразу приглянулась поэту. Симпатичен был ему и владелец усадьбы, участник Отечественной войны 1812 года, который много читал, писал стихи, любил искусство. Как жилось Пушкину в Павловском? Вульфы окружили его вниманием и заботой. По утрам мужчины охотились на зайцев, скакали на лошадях по заснеженным полям. Вечерами в доме играли в вист, танцевали, придумывали забавы и веселились, как дети. Только флегматичный Павел Иванович, он был значительно старше Пушкина, обычно оставался в стороне и лишь добродушно улыбался, взирая на затеянную молодежью кутерьму. Александр Сергеевич не упускал случая подшутить над своим приятелем.

- Ну, полноте, господа. Голова Кругом идет.
- На Павла Ивановича упади стена, он не подвинется, право, не подвинется.
- У меня, батенька, стены крепкие, век простоят не повалятся, ежели только вы их своими забавами не обрушите.

Семья Павла и Фредерики Вульф была крепкая. Вот только детей им Бог не дал. Брали на воспитание девочек - то Машеньку Борисову (пушкинисты считают, что она - прототип Маши Мироновой в повести "Капитанская дочка"), то Катеньку Синицину. В своих мемуарах, написанных ею уже в почтенном возрасте, современница поэта описывает в подробностях его пребывание на старицкой земле: всё, что она видела, слышала и запомнила.

«Александр Сергеевич был со всеми ласков, приветлив и в высшей степени прост в обращении. Вставал он по утру часов в 9-10 и прямо в спальни пил кофе, потом выходил в общие комнаты, иногда с книгой в руках, хотя ни разу не читал стихов. После он обыкновенно отправлялся к соседним помещикам или, если оставался дома, играл с Павлом Ивановичем в шахматы. Рассказывают другие, что Пушкин был сноб в каком-то смысле. Возил с собой туалет, полагающийся: щеточки, щипчики разные. Много время занимался своей внешностью каждое утро. Не оставлял таких занятий. Не важно в какой усадьбе он ночевал, был ли это чуть ли не дворцовый интерьер в Бернове, или старый дедовский малинниковский дом», - рассказал Павел Иванов, член президиума тверского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

«Тверские земли он выбирал по собственному желанию. Это важно. Это надо сразу хорошо понять, и мы загордимся, какая замечательная тверская земля оказалась. Пушкин чувствовал здесь заботу о себе. Каждому человеку хочется, чтобы о тебе заботились, на тебя смотрели, тебе радовались. Он почувствовал в берновских имениях отдых для души. Это было самое главное 190 лет назад», - отметил Михаил Строганов, член пушкинской комиссии института мировой литературы российской академии наук.

«Мороз и солнце. День чудесный...» Это описание зимнего утра известно всем со школьной скамьи. Оказывается, таким его увидел поэт в старицком поместье Вульфов - в Павловском. За день до этого, 2 ноября 1829 года, здесь появилось и другое, не менее замечательное стихотворение, - «Зима. Что делать нам в деревне?..». В нем узнаваема неспешная жизнь обычных русских помещиков, как проводили они зимние вечера.

Зима! Что делать нам в деревне? Я встречаю
Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?
Пороша есть иль нет? и можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обеда
Возиться с старыми журналами соседа?..
Иду в гостиную; там слышу разговор
О близких выборах, о сахарном заводе;
Хозяйка хмурится в подобие погоде,
Стальными спицами проворно шевеля,
Иль про червонного гадает короля.
Тоска! Так день за днем идет в уединенье!
Но если под вечер в печальное селенье,
Когда за шашками сижу я в уголке,
Приедет издали в кибитке иль возке
Нежданная семья: старушка, две девицы
(Две белокурые, две стройные сестрицы),-
Как оживляется глухая сторона!..

Гостил Пушкин и у сестры Алексея и Павла Вульфов - Анны Ивановны Понафидиной в Курово-Покровском. Дом сохранился, но заброшен. От деревянных зданий в Малинниках и в Павловском сейчас не осталось и следа. Можно увидеть лишь фундаменты построек в Соколове, где поэт тоже бывал. Больше всего "повезло" беровской усадьбе - родовому гнезду Вульфов. Скорее всего потому, что это каменная постройка. С 1972 года ее занимает музей Александра Сереевича Пушкина. В доме воссоздана обстановка первой половины XIX века, которую видел поэт. Мебель и предметы быта - подлинные, из разных имений Вульфов. По рисункам и воспоминаниям обитателей усадьбы воспроизведены интерьеры кабинета Ивана Ивановича Вульфа, столовой, большой и малой гостиных. Вот только с хозяином берновской усадьбы у Пушкина не сложилось таких же теплых отношений, как с его братьями.

«Но он любит туда приезжать. Там были некоторые из девушек. Была Анна Николаевна. Несколько Вульфов. К Нетти. Он к ним приезжал с большим удовольствием, чем к хозяину берновского дома», - поделился Павел Иванов, член президиума тверского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Нетти Вульф - наша провинциалочка, в которую Пушкин был влюблен. Эти влюбленности случались эпизодически.

За Netty сердцем я летаю
В Твери, в Москве -
И R и О позабываю.

«Р и О - это Россита Оленина, красавица света, с которой у Пушкина были отношения. Но ему хотелось ехать, где его ждут, где его стихи читают, где принимают. И пропустить родовое гнездо Вульфов, с которыми он был в дружбе было не позволительно», - рассказала Валентина Громова, заведующая музеем.

Когда Пушкин приезжал в Берново, ему отводили розовую гостиную с балконом, выходящую в парк. Он мог здесь переночевать, задержаться на пару дней, не больше. Осталось свидетельство 14-летнего сына Вульфа - Николеньки, который вспоминает, как Пушкин что-то писал однажды утром, лежа в постели, положив бумагу на подогнутые колени.

Никто не скажет сейчас писал ли он в это время стихи либо писал письмо кредиторам. Это не скажет никто.. Но это подтверждает, что Пушкин бывал в этом доме.

Записал ли Пушкин в берновском доме хоть одно из своих стихотворений? Вряд ли, говорят исследователи. Предполагают, мог обдумывать. Обычно он работал в больших тетрадях. С собой их не брал, когда отправлялся на короткое время в гости. К тому же специалисты определили по датам, по цвету чернил, по последовательности текстов, что все они написаны в Малинниках, в Павловском и в Курово-Покровском. Именно в берновских вотчинах Пушкин начал трудиться над "Романом в письмах", который остался незавершенным. Однако многие мысли и факты из него поэт использовал в "Барышне-крестьянке", в "Истории села Горюхина", в "Метели".

Две старицких осени, два его приезда в Тверские края - это большой разбег перед огромным полетом "болдинской осени". Вот их значение для жизни Пушкина, и для нас. Мы ведь можем, как человек, попадая в одни и те же ситуации, разгоняется, тренируясь и готовится к прыжку и потом далеко прыгает. С ним прыгает вся русская литература, вся русская культура, создавая немыслимые вещи, как "Маленькие трагедии", "Повести Белкина".

Образ Петра Белкина возник в 29-ом году на тверской земле. Пушкин еще не все сюжеты выстроил, еще не все знает, что писать будет. Но сама идея незамысловатого рассказчика она уже появилась здесь. 14:32:13
ТИТР: Михаил Строганов, член пушкинской комиссии института мировой литературы российской академии наук

В 1829 году Пушкину было всего 30 лет. Собственного дома у зрелого по тем временам человека еще не было. В Петербурге он жил в гостинице, Михайловским полностью не владел. Домашний уют и дружеское участие поэт находил у большого семейства Вульфов во псковских и тверских имениях. В это же время Пушкин сватался к Анне Олениной, ему отказали.

«Он искал себе невесту. Это был момент с одной стороны, он влюблялся во всех барышень. С другой стороны, все эти увлечения они не переходили определенной платонической границы. Можно все, что угодно про него говорить. Явно, что порядочность у Пушкина на этом этапе была, несомненно. Да едва ли там можно было что-то скрыть», - рассказал Павел Иванов, член президиума тверского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Перед второй «старицкой осенью» у поэта была «старицкая зима». В декабре 1828 года он вернулся в Москву из поездки в Арзум на Кавказе. Узнал, что Вульфы в Старице. Если богатые помещики с дочерьми на выданье на зиму арендовали для балов дома в столице или в Москве, то такие, как Вульфы, со скромными доходами, - в уездных городках... Дорога у поэта заняла почти за сутки. Можно предположить, что он захотел и сумел побродить по заснеженным улицам Старицы, полюбоваться берегами Волги, осмотреть Свято-Успенский монастырь. А вот уверенно можно сказать, ссылаясь на мемуары современников поэта, что в начале января 1829 года столичный гость танцевал на балу в доме исправника Вельяшева. Он не сохранился. Однако в Старице сейчас утверждают, что бал был в доме купца Филлипова. Автор этой легенды - местный краевед Дмитрий Цветков.

«Он вдруг пишет в 1964 году, что прогуливаясь как-то по Старице, он остановился напротив дома купца Филиппова и его осенило, а не в этом ли доме танцевал Пушкин и этот дом был взят в найм друзьями Пушкина?
К сожалению, пушкинисты взялись за эту версию. Хороша она или плоха? Выигрыш есть. Сегодня это единственный дом, который был отреставрирован в честь 200-летия со дня рождения Пушкина», - отметил Александр Шитков, старицкий краевед.

Известно, что в Тверской губернии Пушкин был больше 20 раз. Из них только в пяти своих поездках он задерживался в Старицком уезде. Последние два визита были короткими. В 1830 году поэт остановился в Малинниках на три дня, в августе 1833 года в Павловском - всего на несколько часов. Нет сомнений: если бы не Пушкин, берновская усадьба сейчас лежала бы в развалинах, как тысячи других в стране. Не было бы «Пушкинского кольца Верхневолжья» - туристского маршрута, который охватывает заповедные места «осенних досугов» великого поэта.

«Если бы не Пушкин, кто бы знал эти кущи на волнистом всхолмии, кто он был. Да и что говорить, если бы не приехал поэт и повода информационного не было для существования музея. Сейчас дом живет, встречает гостей. Каждый человек, пришедший сюда, всегда возвращается еще раз», - поделилась
Валентина Громова, заведующая музеем А.С.Пушкина в с.Берново.

Возвращаются, потому что знают: эти провинциальные города и деревни в Тверском крае освятил своим присутствием почти два столетия назад Александр Сергеевич Пушкин, «солнце русской поэзии», который создал русский литературный язык и оставил богатейшее литературное наследие. Знакомство с ним начинается еще в школе.

Над программой работали:
Автор - Татьяна Корсунова
Стихотворения читал - Алексей Зинатулин, студия "Знаки сезонников"
Оператор-постановщик - Максим Зайцев
Операторы - Алексей Шевченко, Антон Маслобоев, Олег Сурин
Инженер монтажа - Инна Круглова
Звукорежиссер - Елена Зыкова, Инна Зиновьева

В ролях:
Пушкин - Александр Громов
Хозяйка дома - Валентина Громова, Ольга Рыхлова
Хозяин дома - Ольга Степанова, Максим Зайцев
Барышни - Ирина Мёдова, Екатерина Тараненко


Благодарим за помощь:
Директора музея А.С.Пушкина в селе Берново Старицкого района Валентину Громову и сотрудников музея - участников интерактивной программы
Директора Тверского областного Дворца культуры "Пролетарка" Елену Постнову
Директора Тверской областной универсальной научной библиотеки им.А.М.Горького Светлану Мальдову
Директора Тверской гимназии №10 Ирину Садовую и всех гимназистов, кто читает и любит творчество А.С.Пушкина
16+

©2020 ГТРК «Тверь». Наименование издания Вести-Тверь (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-73738 от 21.09.2018 г.,зарегистрировано Роскомнадзором). Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор сайта ГТРК «Тверь» - Куропаткин Дмитрий Сергеевич. Телефон редакции сайта 8 (4822)32-37-60. Электронная почта vesty-tver@yandex.ru. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет.