Главный киноархив страны переходит на цифровое вещание
Увидеть такое за пределами архива Госфильмофонда практически невозможно: плакаты всех советских, а порой даже дореволюционных фильмов, здесь бережно хранят на протяжении долгих лет.
«В советское время было такое правило, что обязательно перед тем, как фильм выходил в прокат, должны были сдать фильмовую копию, материалы в архив»,— рассказывает Ольга Деревянкина, заместитель генерального директора по научной работе Госфильмофонда России.
Плакаты и афиши — это лишь небольшая часть. На каждую ленту свое дело — толстые папки со сценариями, монтажными листами, прописанными диалогами. Отдельно сложены газетные заметки. Еще один важный конверт — фотографии.
Афиши в скором времени оцифруют, в электронный каталог внесут список всех документов из досье. То, что раньше могли увидеть только профессионалы, теперь будет доступно всем на сайте Госфильмофонда.
В современный формат переводят и пленочные фильмы. После сканирования, а в особых случаях, и реставрации, кинокартины хранятся на серверах. Но для объемов Госфильмофонда их уже недостаточно. В рамках национальной программы «Культура» здесь появится цифровое фильмохранилище. За оригиналами на пленке при этом будут продолжать бережно ухаживать.
В архивах Госфильмофонда около 60 тысяч кинокартин. Даже цифровые ленты стараются переносить на пленку, потому что она хранится гораздо дольше. Так, почти 100 лет здесь находится копия первого в мире фильма «Прибытие поезда» братьев Люмьер. Электронные носители облегчат доступ к старым картинам, а «банки» сохранят их на долгие десятилетия, даже если компьютерные серверы придут в негодность.