< >

В Зубцовском районе подняли из болота бомбардировщик ПЕ-2

Самолет был сложен в пилотировании, особенно при взлете и посадке. Но тот экипаж, который отправился на боевое задание осенью 1943-го, погиб не из-за ошибки пилотов.

Экскаватор бережно поднимает двигатель, он находится на глубине 7 метров. Это самая крупная часть самолета, которая уцелела. Чтобы достать остальные, поисковикам пришлось перелопатить тонны земли. Фюзеляж, лопасть ничуть не изменились. Такие же, как и были 75 лет назад.

Место падения пикирующего бомбардировщика ПЕ-2 поисковики обнаружили ещё год назад, но к работам по его подъему приступили только сейчас. Местность болотистая, летом сюда не доехать. Добираться пришлось на специальной технике и 2 км пешком через бурелом.

ПЕ-2 или как его еще называют «пешка» – самый массовый пикирующий бомбардировщик времен Великой Отечественной. Пилоты Люфтваффе считали его одним из лучших советских самолетов. Пилотажные качества были уникальными. На фронте его использовали в качестве бомбардировщика, истребителя и разведчика.

Тогда, в августе 1942-го, на задание отправилась одна из боевых машин 11-го отдельного разведывательного авиационного полка 3-й воздушной армии Калининского фронта. Экипажу поставили задачу – выполнить фотосъемку местности Зубцовского района, где располагались фашисты. Когда самолет пролетал недалеко от Погорелого Городища, его атаковали 4 мессершмидта.

Установить такие подробности и боевой путь экипажа поисковикам удалось по уцелевшему заводскому номеру двигателя.

"Вот здесь как раз и находится двигатель самолета, это нам как раз и нужно было. Только ради этого и копали. Пытались найти останки. Номер 22 -624", - рассказал Александр Мистров, член поискового отряда «Звезда».

Как выяснили уже историки, самолет загорелся ещё в воздухе. Из трех членов экипажа выжить удалось только двум. Командир Николай Демидов (уроженец Татарстана) и стрелок-радист Василий Серегин (уроженец Калужской области) выпрыгнули с парашютом. Штурман погиб. Его данные сейчас устанавливаются.

"Мы сейчас работаем с нашими коллегами из других регионов по поиску родственников. Возможно, кто-то остался жив. Мы пытаемся сами установить в архивах судьбу экипажа. Возможно, они закончили войну живыми. Мы поставим на месте падения самолета памятный знак. А те фрагменты, которые были подняты из земли, на их основе в Зубцовском районе будет создана экспозиция", - отметил Валерий Смирнов, член Общественной палаты ЦФО.

В годы войны на территории Тверской области, где шли ожесточенные бои, располагалось более 90 аэродромов. В ходе неравных боев погибли сотни советских летчиков. Уже найдены десятки самолетов, но на этом поисковая работа не заканчивается. Проект «Воздушные рабочие войны. Калининский фронт» получил поддержку фонда президентских грантов и регионального правительства. Впереди - работа с архивными документами. Главная задача – установить судьбу героев войны, сохранить и увековечить историческую память.

Ирина Шляхтова. Максим Зайцев
16+

©2020 ГТРК «Тверь». Наименование издания Вести-Тверь (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-73738 от 21.09.2018 г.,зарегистрировано Роскомнадзором). Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор сайта ГТРК «Тверь» - Куропаткин Дмитрий Сергеевич. Телефон редакции сайта 8 (4822)32-37-60. Электронная почта vesty-tver@yandex.ru. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет.