В Тверской области находятся медвежата, осиротевшие из-за лесозаготовительных работ
Хорошо, если их найдут, а если нет, то это верная гибель, потому что напуганная медведица никогда не возвращается обратно в берлогу, даже, если там остались её дети. Так устроена природа. Последний удивительный случай спасения произошел в Велижском районе Смоленской области.
В Торопецкий район на биостанцию «Чистый лес» эти двое малышей попали из Смоленской области. Предположительно им около двух месяцев. Сейчас они с жадностью сосут из бутылочки молочко и не подозревают, что всего несколько дней назад их жизнь висела на волоске. Делянку вместе с берлогой, где они родились, отдали под рубку. Рёв техники и топоры дровосеков разбудили и страшно напугали маму-медведицу. Природный инстинкт погнал её в глубь лесной чащи. В результате малыши, которые едва научились ползать, остались одни. И это, как выясняется, случай не единичный. Сейчас в центре выхаживают 12 медвежат-сирот, добрая половина которых попала сюда по той же причине.
«Основное сиротство медвежат, которые сейчас появляются у нас в центре, это лесозаготовительные работы, которые ведутся в крупных масштабах по территории всей России. В этом году у нас поступили медвежата из Вологодской области - две семьи, это причина поступления - заготовка леса, из Псковской области одна причина - заготовка леса и из Смоленской области причина - заготовка леса», - рассказал Сергей Пажетнов, руководитель Центра спасения медвежат-сирот.
Но смоленским малышам, как и остальным обитателям Центра спасения повезло - на берлогу случайно наткнулись валившие деревья рабочие.
«Посчитав, что медведица вернется, они их оставили в берлоге, и лишь через сутки, придя, проверив, убедившись, что нет, не вернулась, они их забрали и поместили у себя дома, в деревянном боксе, скажем так, и попытались их выходить», - поделилась
Екатерина Пажетнова, сотрудник Центра спасения медвежат-сирот.
Медвежата быстро росли и становились всё более активными. Тогда и встал вопрос, где найти тех, кто сможет их выходить дальше. В итоге связались со специалистами биостанции «Чистый лес» в Тверской области, которые оба мохнатых чуда и забрали. Сейчас им уже ничего не угрожает. Малышей назвали Савва и Сева по первой букве региона, откуда они родом. Вместе с такими же сиротами кормят их три раза в день специальной молочной смесью. Готовят её сами. По питательности она близка к материнскому молоку медведицы.
«Пока медвежата ещё такие маленькие, мы их кормим молоком, добавляем туда витамины, яйца, кальцесодержащие препараты, которые необходимые для развития», - рассказала Екатерина Пажетнова, сотрудник Центра спасения медвежат-сирот.
Сейчас малыши съедают около литра смеси в сутки. Самые смышлёные уже учатся лакать из миски. С появлением первой травки всех переведут в вольеры, где они будут учиться самостоятельно жить в естественной среде. И уже осенью выпустят туда, откуда привезли. По этой методике не один десяток лет на биостанции занимаются спасением и возвращением медвежат-сирот в дикую природу. Главное здесь - помочь развиться врожденным инстинктам, исключить привыкание к человеку. Поэтому во время кормления специалисты общаются знаками, голосов людей медвежата не слышат.
При таком подходе адаптация к родной среде проходит безболезненно и потом сироты ничем не отличаются от других медведей. Ещё характерно, что после реабилитации обратно на биостанцию их воспитанники уже не возвращаются. Значимость работы Центра спасения медвежат для всей страны в Тверской области хорошо понимают - за уникальным опытом сюда съезжаются учёные со всего мира, телеканалы Британии, Китая и других стран снимают фильмы и репортажи. Проблемы животного мира актуальны и для нас - Верхневолжье входит в двадцатку самых лесных регионов России. В связи с чем к расширению исследований в сфере влияния хозяйственной деятельности человека на природу подключилось и региональное правительство. Чтобы расширить площадку, где будут выхаживать медвежат и проводить научные работы, губернатор Игорь Руденя выделил биостанции «Чистый лес» дополнительный участок из регионального лесного фонда.
Александр Сабитов, Максим Зайцев