Магазинам запретят возвращать скоропортящиеся продукты поставщикам
За 180 дней переходного периода, который объявлен до 1 июля 2019 года и производители, и торговые сети должны перестроиться на работу по-новому.
Еще каких-то 10 лет назад торговые сети, желая привлечь покупателя изобилием, просто заваливали полки товарами. Нереализованная продукция возвращалась обратно к производителям.
«Я не могла ни одному пекарю, работнику завода объяснить ,что же происходит. Мы даем свежую продукцию, а хлеб черствый из печи не выходит и вдруг он возвращается черствым, в непотребном виде, подчас нераспакованным. У нас двойные затраты идут. Нам надо вывезти его, накладные оформить на это, распаковать и куда-то его деть», - рассказала Нина Болгова, вице-президент Российского союза пекарей.
Российские хлебозаводы стали искать варианты для вторичной переработки своей продукции, на исходе срока годности старались раздавать ее. Но кадры переполненных кагатов с хлебом, вывозимых на городские свалки - картина, которая и заставила тверских хлебопеков не просто забить тревогу, а попытаться найти решение проблемы на законодательном уровне.
«На международные поставки товаров это не распространялось, возврата никакого не было и получалось как дискриминация не только сельхоз, но и вообще производителей продовольственных товаров и это наносило серьезный ущерб на развитие производства», - поделилась Светлана Максимова, депутат Государственной Думы РФ.
Борьба за принятия закона на запрет возврата нереализованных скоропортящихся продуктов продолжалась 12 лет. Кстати, он стал первым законом в Российской Федерации, который был принят по инициативе производителей. Начинание хлебопеков поддержали представители других отраслей. Переработчики понимают, что закон не только решая вопрос национальной безопасности встает на защиту их интересов, но и накладывает на них определенные обязательства. Главное - это покупатель, который хочет прийти в магазин за качественным товаром.
«Закон, действительно, очень важный, так как он меняет правила игры в работе с нашими клиентами с федеральными сетями и с другими магазинами. Скажется, в первую очередь это на том, что федеральные сети и другие крупные клиенты захотят какой-то компенсации, возможно в цене, возможно в чём-то ещё», - рассказал Александр Дорохов, директор филиала торгового дома мясоперерабатывающего предприятия.
Впрочем, солидные ритейлеры уверяют, что для них закон не меняет ничего.
«В нашей компании изначально не было возвратов и внесение данной поправки никоим образом не повлияет на работу. Мы считаем каждую позицию практически по дням, чтобы на вечер был минимальный переходящий остаток и для того чтобы потребитель мог иметь возможность купить максимально свежую продукцию», - отметил Георгий Таболин, руководитель отдела молочных продуктов
Обзавестись грамотным маркетологом теперь предстоит и магазинам мелкорозничной торговли. А пока продолжается переходный период необходимо переоформить договоры и настроиться на работу по новому.
Предполагается, что все средства, которые раньше шли на возврат и утилизацию товара, пойдут на модернизацию производства. На хлебозаводе, понимая, что уже в 2018 году удастся сэкономить до 50 миллионов рублей, решили вместо старой котельной, запущенной в 1967 году, построить новую современную и полностью автономную.
«Мы обеспечиваем работу технологии по пару, выполняем полностью своими силами работы котельной - отопление завода и обогрев вентиляции для зимнего периода», - отметил Юрий Черный, главный инженер хлебозавода.
При возникновении аварийных ситуаций на городских теплотрассах заводским теплом поделятся и с соседними жилыми домами. На сегодняшний день котельная загружена на 60%, ведь на предприятии готовятся к дальнейшему техническому перевооружению и расширению производства. А средства теперь уже точно найдутся.
Ирина Швагер, Виталий Киряков, Антон Маслобоев, Олег Сурин