< >

В Тверской государственный объединенный музей после реставрации привезли четыре фрески XVII века

В Тверской государственный объединенный музей после реставрации привезли четыре фрески XVII века
Фрески демонтировали в начале 40-ых годов 20 века со стен Троицкого Макарьева монастыря в Калязине. Эти фрагменты 40 лет хранились в музее архитектуры имени Щусева в Москве. 

Под охраной, предельно бережно и безопасно. Фрески 17 века из Калязинского Свято-Троицкого Макарьева монастыря привезли в Тверь из Москвы на автомобиле Спецсвязи.

«Для доставки культурных ценностей используется спецстранспорт, оборудованный климатическими условиями. Если груз особо ценный, то используется пневмоподвеска и гидроборт», - отметил Игорь Берельковский, начальник управления Спецсвязи по Тверской области.



Обители нет, а фрагменты настенных росписей остались. Троицкий Макарьев монастырь попал в зону затопления при строительстве Угличского водохранилища. В январе 40-ого года прошлого века фрески спасли сотрудники столичного музея архитектуры имени Щусева. Работали при температуре -50. Ведущий реставратор Третьяковки Павел Юкин применил новый метод демонтажа - «на мороз».

«Они мочили в теплой воде холст, ветошь, присоединяли это к стене и после примерзания запускали под конструкцию полоски металла, откалывая кусочки штукатурки, затем фиксируя результат на деревянных рамах, заливая клеем.

ТИТР: Наталья Борисова, кандидат искусствоведения, зав.кафедрой монументальной живописи ГХП университета им. С.Г.Строганова.

Спасли 150 фресок. Хранятся и в Русском музее, и Третьяковской галерее. Десять фрагментов росписей - в Калязинском краеведческом музее. В 2023 году отправили на реставрацию в Строгановский университет 8 произведений. Четыре вернули к жизни. Это «Девушка со свечами», «Песьеглавое чудовище с дубиной», «Макарий Калязинский» и «Ангел».

«Это небольшой стенной фрагмент росписи «Ангел», который находился в этой деревянной основе. Сохранился отпечаток росписи. А если перевернем, то сохранилась надпись, сделанная Павлом Ивановичем Юкиным, - рассказала Елена Мойкина, главный хранитель Тверского государственного объединенного музея.

Краска во многих местах осыпалась и «провалилась» в гипсовую подложку. Реставраторы из Строгановки постарались максимально сохранить подлинную роспись. Ее авторы – иконописцы «первой руки», которые расписывали по приказу царя Алексея Михайловича Успенский собор в Москве.

Ненадежную гипсовую основу реставраторы заменили на современную полимерную. Теперь ферски и подложка – одно целое. Специалисты не сомневаются, что шедевры настенной живописи будут жить вечно.

Планируется, что после реставрации фрески Свято-Троицкого Макарьева монастыря будут представлены в новой экспозиции Калязинского краеведческого музея. А пока будут храниться в Твери.

Читайте также

16+

©2020 ГТРК «Тверь». Наименование издания Вести-Тверь (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-73738 от 21.09.2018 г.,зарегистрировано Роскомнадзором). Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор сайта ГТРК «Тверь» - Куропаткин Дмитрий Сергеевич. Телефон редакции сайта 8 (4822)32-37-60. Электронная почта vesty-tver@yandex.ru. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет.