В Тверской государственный объединенный музей после реставрации привезли четыре фрески XVII века
Под охраной, предельно бережно и безопасно. Фрески 17 века из Калязинского Свято-Троицкого Макарьева монастыря привезли в Тверь из Москвы на автомобиле Спецсвязи.
«Для доставки культурных ценностей используется спецстранспорт, оборудованный климатическими условиями. Если груз особо ценный, то используется пневмоподвеска и гидроборт», - отметил Игорь Берельковский, начальник управления Спецсвязи по Тверской области.
Обители нет, а фрагменты настенных росписей остались. Троицкий Макарьев монастырь попал в зону затопления при строительстве Угличского водохранилища. В январе 40-ого года прошлого века фрески спасли сотрудники столичного музея архитектуры имени Щусева. Работали при температуре -50. Ведущий реставратор Третьяковки Павел Юкин применил новый метод демонтажа - «на мороз».
«Они мочили в теплой воде холст, ветошь, присоединяли это к стене и после примерзания запускали под конструкцию полоски металла, откалывая кусочки штукатурки, затем фиксируя результат на деревянных рамах, заливая клеем.
ТИТР: Наталья Борисова, кандидат искусствоведения, зав.кафедрой монументальной живописи ГХП университета им. С.Г.Строганова.
Спасли 150 фресок. Хранятся и в Русском музее, и Третьяковской галерее. Десять фрагментов росписей - в Калязинском краеведческом музее. В 2023 году отправили на реставрацию в Строгановский университет 8 произведений. Четыре вернули к жизни. Это «Девушка со свечами», «Песьеглавое чудовище с дубиной», «Макарий Калязинский» и «Ангел».
«Это небольшой стенной фрагмент росписи «Ангел», который находился в этой деревянной основе. Сохранился отпечаток росписи. А если перевернем, то сохранилась надпись, сделанная Павлом Ивановичем Юкиным, - рассказала Елена Мойкина, главный хранитель Тверского государственного объединенного музея.
Краска во многих местах осыпалась и «провалилась» в гипсовую подложку. Реставраторы из Строгановки постарались максимально сохранить подлинную роспись. Ее авторы – иконописцы «первой руки», которые расписывали по приказу царя Алексея Михайловича Успенский собор в Москве.
Ненадежную гипсовую основу реставраторы заменили на современную полимерную. Теперь ферски и подложка – одно целое. Специалисты не сомневаются, что шедевры настенной живописи будут жить вечно.
Планируется, что после реставрации фрески Свято-Троицкого Макарьева монастыря будут представлены в новой экспозиции Калязинского краеведческого музея. А пока будут храниться в Твери.