В Тверском императорском дворце представили святыни из ныне разрушенного храма Иоанна Дамаскина
Они почти реальны. Ангелы в золоте и алых плащах. В сюжет «Нерукотворного Спаса» вмешались ампир и классицизм.
«В ранней классической живописи именно так и представляли воинов - в доспехе, шлем с плюмажем, с оперением и с багровым плащом», - рассказала Екатерина Егорова, художник-реставратор, куратор выставки.
Тонкая разделка, линии буквально по миллиметру. Утончённость, вытянутость пропорций. Одежда и лики тщательно проработаны, даже у второстепенных персонажей. Живопись и графика объединились в иконах. Над ними работал тверской иконописец Максим Культепин.
Сохранившаяся часть иконостаса - из ныне разрушенного храма Ионна Дамаскина в Торжке. Перед самым его закрытием, почти сто лет назад, несколько икон попали в тверской музейный фонд. Остальные - только на бумаге.
«По шесть справа, слева, столько же на царских вратах, ещё одна над ними - и того 19. Пустующие места - то, где располагались утраченные иконы. Из архитектурного ансамбля их сохранилось всего 4, именно они представлены в экспозиции».
Кипарисовые, липовые и сосновые - прочные основы икон стали их спасением. Над реставрацией работали около двух лет. Сочетание цветов и смысл сюжетов помогли понять работы современников иконописца.
«Он и вносит свои изменения. Он рафинирует и отбирает яркие детали. Заменяет фон на золотой, что обусловлено строгим каноном».
Уникальный ансамбль утраченного храма стал частью экспозиции «Дворцовая церковь». Рассмотреть в деталях иконы 19 века можно в Тверском императорском дворце, выставка открыта до 25 декабря.