В Тверь после реставрации вернулись 4 уникальные фрески
Тверская область является лидером в ЦФО по количеству памятников истории и архитектуры. В Верхневолжье насчитывается более 10 800 объектов культурного наследия. По поручению Губернатора Игоря Рудени и при федеральной поддержке в регионе активизирована работа по восстановлению и реставрации исторических объектов.
В настоящее время в Российском государственном художественно-промышленном университете им. С.Г. Строганова завершена реставрация четырех произведений: «Девушка со свечами», «Песьеглавое чудовище с дубиной», «Макарий Калязинский» и «Ангел». Они смонтированы на новое основание и готовы к экспонированию.
«Рассчитываем, что еще четыре фрески отреставрируют в следующем году», – рассказала главный хранитель музейных предметов Тверского государственного объединенного музея (ТГОМ) Елена Мойкина.
Уже отреставрированные фрески доставили в Тверь сотрудники спецсвязи. При перевозке таких предметов необходимо строго соблюдать ряд условий.
«При транспортировке у каждой фрески была индивидуальная упаковка, в том числе использовался ударопрочный и герметичный кофр. Важно было поддерживать в салоне транспортного средства определенную температуру и влажность воздуха, поэтому для выполнения всех условий перевозки был подобран специальный транспорт», – сообщил начальник Управления специальной связи по Тверской области Игорь Берельковский.
Отправленные на реставрацию фрески находились в филиале ТГОМ – Калязинском краеведческом музее им. И.Ф. Никольского. Всего там на хранении 10 уникальных произведений из 150 фрагментов монументальной живописи, спасенных из Троицкого Макарьева монастыря в Калязине. Наиболее хорошо сохранившаяся фреска «Апокалипсис. Страшный суд» находится в действующей экспозиции.
Планируется, что после реставрации фрески будут представлены в новой экспозиции Калязинского краеведческого музея им. И.Ф.Никольского в отреставрированном здании объекта культурного наследия «Образец жилой застройки улицы, конец VIII в.-начало XIX в. (дом купцов Полежаевых)».
Архитектурный ансамбль Троицкого Макарьева монастыря в 30-х годах ХХ века попадал в зону затопления в связи с решением о строительстве гидростанции в Угличе. Фрески были спасены сотрудниками музея архитектуры им. А.В. Щусева.
Работы по демонтажу проходили в очень сложных условиях. Имелся ограниченный набор подручных средств, сильные зимние морозы доходили до -52 градусов, а световой день был коротким. Несмотря на это, фрески были сняты с наименьшими разрушениями благодаря новому методу демонтажа фрагментов росписи «на мороз» Павла Ивановича Юкина, который возглавлял бригаду реставраторов. Этот способ позволил снять старинные фрески с меньшими разрушениями.
Фото: пресс-служба правительства Тверской области