В Торжок вернулась икона Смоленской Божьей матери «Одигитрия»
Тверские иконописцы сделали точную копию иконы Смоленской Божьей матери «Одигитрия», которая хранится в фондах Третьяковской картинной галереи. Оригинал датируют 16 веком, перед тем как он попал в запасники московского художественного музея, образ украшал иконостас Покровской единоверческий церкви Торжка. Сегодня, в престольный праздник восстанавливаемого храма копия иконы была освящена и вернулась на законное место.
На оригинале от времени осталось меньше позолоты. И это, пожалуй, единственное, что сейчас отличает воссозданную копию иконы. Над ней творческий коллектив трудился около 3 месяцев. Дирекция Третьяковской картинной галереи предоставила тверским иконописцам возможность досконально изучить подлинник.
«Нас пустили в запасники Третьяковской галереи, всё показали, рассказали и дали возможность прямо находясь там копировать эту икону и поэтому получилась самая точная копия иконы, которая сейчас существует. По сути эта икона - это мировой шедевр, потому что Третьяковка других икон себе не забирает», - рассказал Глеб Мамонов, руководитель иконописной мастерской.
Лик Божьей матери восстанавливался в том числе и в технике своего времени: от начала создания доски до олифления. Икона датируется 16 веком. Византийский стиль ее написания содержит черты московской и тверской школ иконописи. Предпочтения ему было отдано не случайно - Покровская церковь считалась в Торжке одной из самых красивых и канонических.
Эта церковь, в которой служили по старому обряду. Православная единоверческая церковь, поэтому в этом храме были собраны очень древние иконы. Когда в 30-ых годах ее разоряли несколько икон было отправлено в Третьяковскую галерею, они там до сих пор хранятся», - рассказал протоиерей Николай Алексеев, благочинный Торжокского округа.
Образ Божьей матери «Одигитрия» в Торжок был передан в дар тверским купцом Морозовым. В запасниках Третьяковки находятся еще две храмовые иконы Покровской церкви. С дирекцией музея есть договоренность о создании точных копий. Одновременно реставраторы занимаются внутренней росписью храма - в настоящий момент уже восстановлен купол, также в каноническом византийском стиле.
Реставраторы поставили задачу воссоздать алтарь в историческом виде, сохранившемся на единственной фотографии. Но для этого нужно выяснить судьбу всех икон, которые в лучшем случае были распределены по запасникам отечественных музеев.