В Спасо-Преображенский собор Твери привезли древнейшую икону Верхневолжья
«Сегодня без преувеличения историческое событие, – сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Этот замечательный кафедральный собор разве не является неким символом выражения духовной силы тех, кто живет в этом святом граде?! Такая святыня может быть воссоздана только соборно, то есть всеми вместе и только тогда, когда в ней есть потребность».
«В воссоздании нашего храма участвовали тысячи жителей, – подчеркнул Игорь Руденя. – Теперь, после освящения, в Твери опять есть свой, центральный красавец-собор с многовековой историей. Собор всегда был и с Вашего, Ваше Святейшество, благословения, вновь стал сердцем нашего древнего города, душой тверского края».
Прихожане могут в соборе поклониться чудотворной Страстной-Кашинской иконе Божией Матери, которая находится в процессе реставрации в Москве и прибыла в Тверь на короткий срок.
Образ датируется третьей четвертью XIII века и происходит из Ростова. Первые сведения об иконе в Дмитриевском монастыре Кашина имеются в монастырской описи 1710 года. Это происхождение подтверждают также исследования известного ученого Владимира Сарабьянова.
По местному преданию, Дмитриевский монастырь в Кашине был основан отцом благоверной княгини Анны Кашинской, князем Дмитрием Борисовичем Ростовским. В конце XIII века дочь князя Дмитрия, святая княгиня Анна, вышла замуж за благоверного князя Михаила Тверского и переехала из Ростова в Тверь. Соотношение данных позволило предположить, что Страстная-Кашинская икона могла принадлежать святой Анне Кашинской и попасть в Тверь во время бракосочетания, а потом вместе с княгиней переместиться в Кашин, в монастырь, исторически связанный с ее отцом.
В середине XIX века, согласно описи, икона находилась в алтаре за престолом. В 1890–1903 годах в Дмитриевском монастыре для хранения чудотворной иконы был построен Страстной собор.
В советские годы икона находилась в Калязинском краеведческом музее, который является филиалом Тверского государственного объединенного музея (ТГОМ). Как рассказала генеральный директор музея Ирина Репина, в 1986 году вместе с фресками Свято-Троицкого Макарьева монастыря икона направлена на реставрацию в Межобластное научно-реставрационное художественное управление (МНРХУ).
Икона была расколота на три части, находилась в аварийном состоянии. Лишь после укрепления живописи и ее исследования в рентген-лучах художникам-реставраторам стала очевидна чрезвычайная древность иконы.
«Началась большая работа по расчистке верхнего покрытия и открытию первого слоя, отнесенного к 13 веку. В том числе, восстановлен лик Богоматери в исходном виде, как она была написана», – сообщила Ирина Репина.
Реставрация иконы проводится поэтапно. К ее восстановлению привлекаются художники-реставраторы высшей категории, аттестованные Министерством культуры РФ по направлению «Реставрация станковой темперной живописи».
В настоящее время икона находится в стабильном состоянии сохранности, проведен комплекс мероприятий для ее временного экспонирования в витрине-капсуле со специальным климатом. Запланировано продолжение консервационно-реставрационных работ памятника древнерусского искусства.
Главный хранитель ТГОМ Елена Мойкина отметила, что после завершения реставрации икону планируется на постоянной основе разместить в Калязинском краеведческом музее имени И.Ф. Никольского.
Фото: пресс-служба правительства Тверской области