В День гражданской обороны житель Твери вспоминает, как ликвидировал последствия аварии в Чернобыле
Свою дозу радиации набрал и Юрий Павлович Федоров. Свою причастность к системе Гражданской обороны и чрезвычайным ситуация он не отрицает. Сегодня ему 77. В зоне отчуждения оказался в 40 лет. В 26-ую бригаду химзащиты в поселке Араны приехал сразу, как только узнал, что нужно заменить заболевшего коллегу. Бригада от Московского военного округа располагалась в трех километрах от Чернобыльской АЭС.
Из «чистой» зоны каждый день выезжали на Уралах на территории с интенсивным радиоактивным загрязнением. В зоне отчуждения получали сильнейшие дозы облучения, тем самым спасая мирное население. Ведь на 4 энергоблоке «светило» 10 тысяч рентген, когда норма для человека – минимум 20.
«Внутри мыли, скоблили. Снаружи собирали весь мусор, так как когда реактор взорвался, то крышу снесло, и вся внутренность рассыпалась на прилегающую территорию. Также летом приходилось снимать грунт сантиметров на 20. Мыли все дороги машинами специальными. Делали все, чтобы снизить уровень радиации до 20 микрорентген», - рассказал Юрий Павлович Федоров, ликвидатор Чернобыльской аварии, заместитель председателя Тверского областного союза «Чернобыль».
Последствия Чернобыльской катастрофы устраняли 4 года. Тогда еще никто не знал, как невидимый и опасный враг – радиация – покалечит здоровье тысяч людей. И в основном это ликвидаторы. 25 рентген для организма было уже пределом, но многие набирали больше. Тошнота, рвота и кровь из ушей. Так организм давал понять, что радиации опасное количество. В начале 1990 года вернулся в свою 20- ую учебную артиллерийскую дивизию на рабочее место. После продолжал служить и в Калининском гарнизоне в политотделе спецчастей. Подполковник в запасе Юрий Федоров – среди основателей Тверского областного союза «Чернобыль». Сегодня в этой организации больше двух тысяч ликвидаторов.