Уникальные фрески из Калязина будут реставрировать в Московской художественно-промышленной академии
Фрески из собрания Калязинского краеведческого музея им. И.Ф. Никольского, филиала Тверского объединенного музея являются уникальными памятниками XVII века. «Девы со свечами», «Макарий Калязинский», «Кентавры» и другие - история их перемещения из Свято-Троицкого Макарьева монастыря в Калязине началась более 85 лет назад.
Макарьев монастырь был закрыт в 1920 году. На его территории Иван Федорович Никольский организовал Калязинский краеведческий музей, что позволило сохранить мощи св. Макария, шитые покровы с его раки, монастырские ценности, рукописные, старопечатные книги и другие реликвии.
В связи с решением о строительстве гидростанции в Угличе территория монастыря попала в зону затопления. Была создана специальная группа для научного изучения, фиксации памятников искусства и культуры, подготовки к демонтажу стенных росписей Троицкого собора.
В конце 1939-начале 1940 гг. часть фресок была снята со стен. Работа проходила в сложных зимних условиях, во время сильных морозов. Суровая погода побудила применить новый метод демонтажа фрагментов росписей – «на мороз», позволивший снять фрески с наименьшими разрушениями. Бригаду реставраторов возглавлял художник-реставратор секции древнерусского искусства Третьяковской галереи Павел Иванович Юкин.
В результате высокопрофессионального труда реставраторов удалось спасти от уничтожения около 185 кв. метров монументальной живописи из разных зон собора. Снятые фрески – всего 150 фрагментов – были перенесены на новую основу. Они хранятся в настоящее время в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, фондах Государственного русского музея, Государственного исторического музея, в музее Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова.
10 снятых фресок были переданы на хранение в Калязинский краеведческий музей им. И.Ф. Никольского, филиал Тверского государственного объединенного музея. Наиболее хорошо сохранившаяся фреска – «Апокалипсис. Страшный суд» – находится в действующей экспозиции учреждения.
8 фресок из собрания ввиду их неудовлетворительного состояния в 1986 году были перевезены в Межобластное научно-реставрационное и художественное управление и законсервированы. Для их максимальной сохранности были обеспечены необходимые условия с соблюдением постоянного температурно-влажностного режима.
В 2023 году было принято решение о реставрации данных фресок для последующего размещения в новой экспозиции Калязинского краеведческого музея в отреставрированном здании дома купцов Полежаевых.
Фрески переданы в один из лучших реставрационных вузов России – МГХПА им. С.Г. Строганова и будут восстановлены силами студентов-дипломников и преподавателей академии. Большой вклад в подготовку к реализации проекта внесла искусствовед, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Елизавета Лихачева.
Первой будет реставрироваться фреска «Макарий Калязинский» (1654 г.). Планируется, что она вернется на тверскую землю уже в следующем году.
Кафедра Реставрации монументальной живописи академии на протяжении многих лет занимается возрождением фрагментов стенописей XVII века, снятых в соборе Свято-Троицкого Макарьева монастыря. Профессором Владимиром Прокофьевичем Бурым разработана авторская методика реставрации Калязинских росписей. Начиная с 1988 года, приведено в порядок более 25 фрагментов фресок из фондов музея МГХПА им. С.Г. Строганова, а также хранящихся в Музее архитектуры им. Щусева.
Фото: пресс-служба ПТО