< >

Тверской врач рассказала о детском аутизме

Тверской врач рассказала о детском аутизме
Заведующая детским отделением Тверского областного клинического психоневрологического диспансера, врач-психиатр Марина Николаевна Селянина рассказала об одном из распространенных расстройств психологического развития.  

Расстройства аутистического спектра (РАС) - характеризуются отклонениями в социальном взаимодействии, способах общения, ограниченным стереотипным повторяющимся набором интересов и занятий. Диагноз РАС имеет право ставить только врач-психиатр, а невролог, педиатр и другие специалисты могут их предположить, - подчеркивает Марина Николаевна.

Распространенность

- По последним данным ряда исследований РАС выявляется у 1 ребенка из 54 детей

- У мальчиков выявляется чаще, чем у девочек и составляет 3:1

- В Твери и Тверской области число детей с РАС увеличилось в 10 раз с 50 детей в 2005 году до 501 ребенка в 2021 году

Причины и патогенез РАС

- Генетические факторы. В настоящее время выявлено более 100 генов, ассоциированных с РАС.

- Риск рождения с РАС повышается с возрастом родителей, что вероятнее связано с увеличением количеств мутаций при сперматогенезе у лиц старшего возраста

- Большинство теорий связано с нарушением процесса созревания центральной нервной системы и вследствие этого возникает искажение процесса нормального развития психических функций

- Патология вовремя беременности и родов. Установлена связь с недоношенностью плода, использованию во время беременности вальпроевой кислоты, гестационным диабетом у матери

Ранняя диагностика и установление диагноза позволяет правильно сориентироваться и начать как можно быстрее оказывать помощь, что значительно улучшает прогноз и снижает риск тяжести заболевания

На какие особенности нужно обратить внимание в возрасте 12-30 мес.

- Не реагирует/ не всегда реагирует на имя с 12 мес. возраста

- Зрительный контакт слабый\непродолжительный\отсутствует

- Не дает ответы по теме вопроса, например на вопрос как тебя зовут? Отвечает «велосипед» или «хорошо». Или как будто не слышит обращенную к нему речь

- Нет указательного жеста, может использовать руку взрослого вместо указательного жеста

- Совершает стереотипные, однообразные движения пальцами перед лицом, а также наблюдаются однообразные повторяющиеся движения: довольно часто кружится, раскачивается, хлопает в ладоши, потряхивает руками

- Играет чаще один, не стремится к общению с детьми

- Не усложняется игровая деятельность, не формируется ролевая игра (другой ребенок кормит куклу, а вашему это не интересно), т.е нет игры «понарошку» в возрасте 1,5 года

- Часто расставляет игрушки, колпачки, фломастеры, другие предметы в рядочки, либо выстраивает из них башенки; крутит колесики, смотрит за вращающимися предметами

- Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности. Отсутствие потребности разделить радость, интересы. Не интересуется тем, чем интересуются сверстники, например большая машина или самолет, которые привлекают внимание других детей, у ребенка остаются без внимания

- Навязчивые интересы: внимание привлекают вентиляторы, провода, светофоры, при этом практически невозможно переключить внимание на что-либо другое

- Задержка речи, не сформирована фраза в 2,5 года, (не сопровождается попытками компенсировать с помощью альтернативных способов общения, таких как жесты или мимика; часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления, лепета).

- В речи многократное повторение одних и тех же звуков, слов, фраз ранее услышанных в мультфильмах

- Любые перемены вызывают протест: стремится ходит гулять по определенному маршруту, носить одну и туже одежду, есть однообразную еду, стремится сохранить предметы в доме на своих местах

- Необычные реакции на звуки: закрывает уши руками, когда включают пылесос или слышит звонок в дверь

- Отсутствует потребность разделить радость, интересы с другими людьми

Врачи отмечают, что наличие одного изолированного признака не является основанием для постановки диагноза. Необходимо указание на качественное нарушение социального взаимодействия, качественное нарушение в коммуникации, а также повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и деятельность.

При возникающих проблемах или подозрении у родителей на нарушение в развитии ребенка, рекомендуется обратиться на прием к детскому психиатру для проведения диагностики и создание программы реабилитационных мероприятий.

Дзен1
16+

©2020 ГТРК «Тверь». Наименование издания Вести-Тверь (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-73738 от 21.09.2018 г.,зарегистрировано Роскомнадзором). Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор сайта ГТРК «Тверь» - Куропаткин Дмитрий Сергеевич. Телефон редакции сайта 8 (4822)32-37-60. Электронная почта vesty-tver@yandex.ru. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет.