Российский писатель-маринист Николай Черкашин передал икону «Христос и дети» храму в Конаковском районе
Почему в этот храм и почему именно эту икону? Писатель так ответил на эти вопросы:
- Селихово и прилегающая к нему деревня Марьион – моя малая родина. Из этих мест произрастает корень рода моей мамы – Евгении Михайловны, урожденной Соколовой. Здесь она родилась в декабре 1919 года, в этом храме ее крестили. И вот ведь какое чудо произошло. Ребенок родился семимесячным, почти безжизненным. Ее родители, уроженцы села Марьино Михаил Романович Секанов (после армейской службы – Соколов) и Евдокия Петровна Андрианова, поспешили в храм, чтобы окрестить девочку до неизбежной кончины. И они успели это сделать! Тогдашний батюшка отец Артемий (Троицкий) нарек ее Евгенией.
И тут произошло чудо, одно из многих чудес, которым славен храм Ильи Пророка. Девочка выжила и более того прожила почти сто лет. Вот оно – не только таинство, но и чудо крещения!
Евгения Михайловна (по мужу Черкашина) прожила долгую и славную жизнь. Еще студенткой Первого московского мединститута она в годы войны работала военным врачом в Сталинграде. Потом вышла замуж за офицера-фронтовика Андрея Черкашина. Родила сына Николая и дочь Ларису. Но на этом чудо селиховского крещения как бы продолжилось – оба они, и сын, и дочь, стали со временем писателями: Николай известным прозаиком, Лариса – ведущим биографом-генеалогом Александра Сергеевича Пушкина. Брат и сестра Черкашины – сейчас члены союза писателей России, выпустили в свет общим счетом свыше полутораста книг. Николай пишет о военных моряках, о воинах Великой Отечественной войны, о наших современниках; перу Ларисы Черкашиной принадлежат глубокие и в то же время популярные разработки пушкинского родословия великого поэта со всеми его предками и потомками. Оба они удостоены серьезных литературных премий за свои труды. Самые главные из них они привезли в библиотеку селиховского храма, в котором крестили, венчали и отпевали их здешних бабушек, дедушек, прабабок, прадедов…
А что за икона?
- Эту икону я обнаружил недалеко от того места, где в Конаково стояла церковь св. Александра Невского. Церковь в известные годы разрушили, а иконы разошлись по окрестным домам. В 1973 году я приехал в гости к своей тетушке – Клавдии Петровне Чудиной, что жила в маленьком домике на улице Свободы. Там, в соседском сарае, я увидел эту икону, приспособленную в качестве загородки из хлева в огород. Это и был образ «Христос и дети». Я увез его в Москву, привел в некоторый порядок. Икона почти полвека простояла в комнате мамы. Мама не раз повторяла, что сколько детей изображены рядом со Спасителем, столько правнуков послал ей Господь. И, наверное, не без основания, считала икону чудотворной.
И вот теперь, когда мамы не стало, мы с сестрой решили передать икону в наш воистину семейный селиховский храм. Помог нам в этом деле мой старый флотский товарищ, Председатель Тверского землячества капитан 1 ранга Сергей Спиридонов. На его машине мы перевезли икону из Москвы в Селихово, где ее со всеми почестями принял настоятель храма отец Виктор. Иконе более ста лет и написал ее, по всей вероятности, кто-то из местных тверских мастеров.
В чине передачи святой реликвии приняла участие Ирина Дядченко, книгоиздатель из города Дмитрова. Ее трудами было издано немало книг для детей в серии «Читай и смотри». В ее издательстве вышли и выходят книги Николая и Ларисы Черкашиных. А муж – дмитровский предприниматель Николай Николаевич Дядченко имеет родственное отношение к одном из давних клириков селиховской церкви Ильи Пророка.
- Все вернулось на круги своя, - отметил Николай Черкашин. – И круг этот продолжает свое вращение.