< >

Путь длиною в четверть века: как 3 сентября стало культурным феноменом

Путь длиною в четверть века: как 3 сентября стало культурным феноменом
Каждый год в начале осени медиапространство заполняется мемами про «Третье сентября», а Михаил Шуфутинский становится главным лицом социальных сетей. Каким образом песня, вышедшая еще в 1993 году, стала культурным феноменом? Если бы ее исполнили в более популярном у массового слушателя жанре музыки, то это бы не вызывало столько вопросов, однако даже маркировка «русский шансон» – жанра, как правило, не задающего трендов – не остановило интернет от культивирования композиции. Как это произошло, в какой момент мы туда свернули, и какая связь между «Третьим сентября», Михаилом Шуфутинским и американским рэпером Рик Россом – разберем в нашем материале.

История появления мема

Одна из версий гласит, что мем (изображение с текстом) зародился еще в 2011 году. Тогда в соцсети появилась картинка с популярным американским рэп-исполнителем Риком Россом и строками из песни Шуфутинского «Третье сентября». Пользователи обратили внимание, что на фотографии хип-хоп музыканта очень похож на российского шансонье формой бороды, комплекцией и чертами лица. Это стало отправной точкой. После этого картинка быстро распространилась в русскоязычной части интернета и обросла мемами и фотожабами.

Хит стали перепевать и в 2015 году продюсеры из Beastly Beats сделали клип, в котором объединили тексты песен Шуфутинского и Рик Росса.



Всадники «Третьего сентября»

3 сентября близко

Используя текст песни, пользователи соцсетей создали целый интернет-фольклор со своими атрибутами. Например, уже за несколько дней до сами-знаете-какой-даты сеть заполоняется «предзнаменованиями»: мемами, шутками, тематическими картинками. Появляются изображения с кострами рябин, желтыми листами и календарями –элементами композиции. Пользователи отмечают, что второго сентября начинают слышать «шаги Шуфутинского к календарю».

С 2015 года во Вконтакте решили выдавать людям три бесплатных подарка в честь 3 сентября, каждый из которых отличался лишь надписью на календаре: «Совсем один», «Костры рябин» и «День прощания». При клике на гифт картинка переворачивалась и начинала играть исходная музыка. Традицию Вконтакте продолжает и по сей день.

Отношение к тренду

В 2020-м году жители Петербурга не выдержали очередной наплыв сентябрьских мемов и создали петицию о запрете песни на законодательном уровне. Тогда авторы аргументировали свою позицию тем, что песня чрезмерно пропагандируется и ее уже невозможно слушать и терпеть. Просьбу жителей культурной столицы не удовлетворили.

Мнение Михаила Шуфутинского

Михаил рассказал, что ежегодно в этот день дает по 30 интервью. Но народная слава ему нравится, и он совсем не устал от песни. «Мне не надоело, мне нравится внимание моих слушателей ко мне. Мне нравится, что написанная почти 30 лет тому назад и спетая мною песня до сих пор любима людьми», - рассказывает Михаил Шуфутинский в интервью Москве 24.

Артист рассказал, что не планирует исполнить всенародный хит с кем-либо в дуэте: «Я не буду рассказывать, кто именно предлагал. Это слишком большая серия фамилий на протяжении многих лет. Может быть, они не хотят, чтобы я об этом говорил».

Михаил рассказал, что ежегодно в этот день дает по 30 интервью

Итоги

Тот путь, что прошла песня, – уникальный. И не потому что песню 90-х реабилитировали спустя 20 лет – таких примеров масса, особенно с появлением ТикТока – а потому, что еще ни одна композиция не становилась настолько культурным феноменом России. Об этой песне знают все, эту песню любит и помнит старшее поколение, а младшее использует как мем. Это одна из первых песен, которую увековечили во Вконтакте. И это одна из первых историй, как публикация картинки и текста песни смогли на долгие годы вперед задать тренд на определенное время года. Самое время и нам с вами перевернуть календарь.

Автор: Никита Макаров
Авторы мемов: _ALEXCRASH_/INSTAGRAM, SERGEY.SCORPIO/INSTAGRAM, MV106.3KAZAN/INSTAGRAM.
16+

©2020 ГТРК «Тверь». Наименование издания Вести-Тверь (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-73738 от 21.09.2018 г.,зарегистрировано Роскомнадзором). Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор сайта ГТРК «Тверь» - Куропаткин Дмитрий Сергеевич. Телефон редакции сайта 8 (4822)32-37-60. Электронная почта vesty-tver@yandex.ru. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет.