Мошенники похитили у жителя Твери аккаунт на «Госуслугах»
Среди относительно новых - пройти медобследование, истёк срок сим-карты мобильного оператора, банковской карты, перерасчёт коммунальных платежей и даже взлом личного кабинета на «Госуслугах». Остановимся подробнее на последнем - история реальная, имена вымышленные. На примере одного из тверитян, расскажем, чего можно лишиться, если вашим аккаунтом на «Госуслугах» завладели мошенники и как этого избежать.
В мессенджере поступил неожиданный звонок. Приятный женский голос объяснил, что с почты в госархив поступило невостребованное письмо. Теперь адресат найден и послание вернут. Нужно только назвать кодовое число, поступившее на телефон, чтобы его нанести на конверт для учёта.
В данном случае человека подвела невнимательность и излишняя самоуверенность, ведь на той стороне от него не требовали ни номера банковской карты, ни пароля от личного кабинета на «Госуслугах», а просили назвать всего четыре цифры, которые голос в трубке, якобы, сам пришлёт по смс.
Таким способом мошенники получили разрешение от «Госуслуг» на изменение пароля в личном кабинете. По той же схеме узнали у жертвы код для подтверждения входа, но уже со своего устройства. Сам владелец доступ к нему потерял.
Роман Шереметьев, начальник отдела по борьбе с киберпреступлениями УМВД России по Тверской области: «Для того, чтобы не стать жертвами мошенников, никогда не разговаривайте с незнакомыми людьми по телефону и никогда не диктуйте какие-либо коды, цифры и буквы из смс-сообщений, которые к вам приходят».
Личный кабинет на «Госуслугах» - лакомый кусок для мошенников. Это доступ к персональным данным, имуществу человека и возможности оформить онлайн-кредит. Специалисты советуют, при взломе сразу запустить процедуру смены пароля и вернуть доступ. Зайти в бюро кредитных историй. Если в списке не «ваш» кредит, обратиться в банк, который его выдал, и в полицию. Написать заявление с просьбой аннулировать займ.
Вячеслав Сапунов, начальник отдела безопасности отделения «Тверь» Банка России: «Если кредитная организация откажет вам в возврате денежных средств, которые были перечислены мошенникам, необходимо обращаться в суд».
Если самостоятельно восстановить доступ в личный кабинет не удалось, то помогут в ближайшем офисе «Мои документы». Туда нужно обращаться лично. При себе иметь паспорт, СНИЛС и телефон.
Ирина Орлова, заместитель заведующего филиала №1 ГАУ УМФЦ: «Сотрудники МФЦ восстанавливают доступ к учётной записи. Заявителю приходит смс-сообщение с одноразовым паролем. Он устанавливает свой новый пароль. И далее по своему усмотрению, либо удаляет учётную запись, либо продолжает пользоваться своей прежней учётной записью».
Психологи объясняют, что технологии развиваются с космической скоростью и люди за ними не успевают, поэтому легко ведутся на разного рода провокации.
Борис Кузьмичёв, психотерапевт: «Мало прочитать, мало услышать, еще неплохо бы и увидеть, как это выглядит, тогда человек будет информирован в полной мере».
Специалисты утверждают, что не попасть под влияние мошенников можно также путём повышения финансовой грамотности.
Елена Удалова, руководитель направления социологии АНО «Диалог»: «Здесь почивать на лаврах, наивно полагая, что я всё знаю, во всём разбираюсь, здесь это очень опасно, потому что одним из основных запросов, который есть сейчас в финансовой грамотности - это противодействие мошенничеству».
В случае удаления учётной записи, можно онлайн зарегистрировать новую. Хоть сразу. Но это упрощенная версия. Для полной безопасности потребуется личный визит в офис МФЦ.