< >

Как развивать культуру джаза в России? Известные музыканты ответили на вопросы сайта Вести Тверь

Как развивать культуру джаза в России? Известные музыканты ответили на вопросы сайта Вести Тверь
В  Международный день джаза сайт Вести Тверь узнал у джазменов, как развивать джаз-культуру в России и что нужно для привития вкуса к этому музыкальному жанру? Как интернет может помочь в этом?

Лечите души джазом. Включите для жизни верный саунд-трек!

Каждый год  30 апреля меломаны отмечают Международный день джаза. Сотни городов мира в этот день присоединяются к звукам музыкальной акции. Этот праздник был создан ЮНЕСКО. По мнению организаторов, джаз как ничто другое способен сплотить людей, заставить забыть о вражде, сделать их друзьями и единомышленниками.

Так или иначе, каждый из нас знаком с этим направлением в музыке, кто-то на осознанном уровне, а кто-то просто может напеть несколько известных мелодий. Великий музыкант Луи Армстронг говорил: «Если вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз». Думаю, мало найдется среди нас тех, кто не станет отбивать ритм или подпевать, услышав знакомые звуки трубы или саксофона.

Все мы помним (а кто не видел, рекомендую посмотреть) старый добрый и очень трогательный фильм «Мы из джаза», где его герои борются за то, чтобы их поняли, услышали и приняли, чтобы это направление стало частью русской, тогда еще советской  музыкальной  культуры. Конечно, сейчас джаз в России находится на ином, довольно высоком уровне, но пока все еще он многим не понятен. Возможно, дело и в том, что «попса», не требующая работы мысли слушателей, заполонила реальное и виртуальное пространство? Быть может, стоит активнее продвигать джаз на телевидении и в интернете? Вопросов много, попробуем найти ответы.

Сайт Вести Тверь поинтересовался у известных джазменов, как сохранить джаз-культуру в России, что нужно для популяризации этого направления и привития вкуса к интеллектуальной музыке?  Как возможности  интернета могут помочь  в продвижении культуры джаза? 

Вадим ЭЙЛЕНКРИГ
Вадим ЭЙЛЕНКРИГ, известный российский музыкант, трубач, ведущий шоу «Большой джаз» на телеканале «Россия-Культура», (Москва):

Для развития джаза в России необходимо большее количество выдающихся артистов. Мне кажется, что история любого жанра движется личностями. Я надеюсь, что именно сейчас, когда наши музыканты могут получать блестящее профильное образование и играть с лучшими исполнителями мира, должен произойти особенный подъем джаза. А интернет - это возможность быть в курсе всех событий, следить за артистами, общаться, создавать новые проекты и представлять их публике всего мира. Это и есть будущее.



Сергей БОГДАНОВ Сергей БОГДАНОВ, джазовый музыкант, аранжировщик и руководитель студенческого Mussorgsky Jazz Orchestra, один из руководителей Санкт-Петербургского Джазового Оркестра:


Джазовое искусство плотно вписалось в музыкальную культуру страны. Абсолютно уверен, что на данном этапе процесс сохранения не актуален. Есть огромное количество разнообразных фестивалей, проводятся многочисленные концерты, имеется детское образование. Что сейчас очень важно - поддерживать и развивать это искусство, делая акцент на специализированных концертах для детей и молодежи. И готовить молодое поколение слушателей. Хотелось бы больше поддержки от государства, но это в принципе все в руках музыкантов и организаторов. Контакт с министерством культуры имеется, просто необходимо делать своё дело. 

Прививать вкус к чему-либо трудно. Необходимо слушать признанных мастеров джаза, изучать историю джазовой музыки. Иногда придётся даже слегка заставлять себя слушать что-либо. Один человек рассказывал мне, как он не мог понять музыку Телониуса Монка (крайне необычную для неподготовленного слушателя). Со всех сторон ему говорили, что это один крупнейших джазменов ХХ века, а он ну никак не воспринимал его. Так вот по прошествии большого времени, этот человек понял красоту в необычности исполнения и гениальности музыки Монка. 

Интернет сейчас - главный рупор всего нового, он служит хорошим проводником информации. Есть ресурсы в интернете, которые могут подсказать, с чего нужно начинать слушать джазовую музыку. У Винтона Марсалиса есть цикл видео в ютубе , где маститые современные джазмены советуют, какую пластинку послушать. А вообще с поиском информации сейчас нет никаких проблем. Нужно только захотеть и научить себя прислушиваться к советам людей, которые уже разбираются в джазе.


Павел СМИРНОВ Павел СМИРНОВ, художественный руководитель и дирижёр Тверского эстрадно-джазового оркестра:

Прежде всего, нужно заинтересовать публику. Современный уровень развития техники (звуковоспроизводящей, интернета) позволяет большинству людей так или иначе быть причастными к джазовой культуре, иметь возможность в любой момент скачать и насладиться композициями мастеров всех времён. Но с определенного этапа этого наверняка будет недостаточно. У человека появится необходимость наблюдать и слышать «вживую» процесс рождения музыки. Крупные города, имеющие множество прекрасных музыкантов, хорошие площадки для выступлений, могут проводить концерты на любой вкус практически ежедневно. В регионах с этим сложно. Талантливые музыканты уезжают учиться, а впоследствии остаются работать в других городах, поэтому возникают большие проблемы с созданием джазовых коллективов на местах. Любителям джаз-музыки остаётся уповать только на гастролёров. Ну, и на те же записи. У нас в Твери некоторое время назад музыканты нескольких независимых проектов объединились для создания крупного джазового оркестра (биг-бэнд). Были поставлены задачи популяризации музыки эстрадно-джазовой направленности - в частности, и оркестрового течения - в целом. В наш репертуар включены как «суровые» джазовые стандарты, оценить которые способен только опытный искушённый слушатель, так и композиции, которые известны сами по себе. Узнаваемо-популярные (если угодно, «джазовая попса»!), звучание которых в оркестровом исполнении не оставляет почти никого равнодушным.  Интернет, несомненно, помогает в продвижении и популяризации джаза, но все вопросы нужно решать конкретно на месте, в реальном пространстве. Необходимо заинтересовывать не только слушателей, но и музыкантов, создавая им все условия для работы именно в родном городе, в нашем случае в Твери. 



Алексей БАБЕНКОВ Алексей БАБЕНКОВ, преподаватель высшей категории ТМК им. М.П.Мусоргского, член правления Музыкального общества Твери и Тверской области, руководитель проектов «Ударная Среда в Твери», «Джазовые импровизации АБ», лауреат джазовых фестивалей:

Чтобы джаз в России развивался, его надо преподавать школьникам, хотя бы в виде ознакомления. Дальше - классы в ДМШ. Вводить уроки джаза в колледжах и вузах (хотя бы факультативно). Но далеко не везде есть специалисты, которые могут грамотно и доходчиво рассказать о культуре джаза. На мой взгляд, нужен бесплатный, доступный всем канал на ТВ и ФМ во всех регионах. Наряду с академическими филармониями необходимо открывать и поддерживать джазовые - как в Питере, Ярославле и др. 

Интернет можно использовать для популяризации лучших образцов разных стилей. Я давно пересылаю нужные ссылки и файлы ученикам - очень удобно. И, последнее. Чтобы полюбить джаз, его надо услышать, а лучше услышать и увидеть. 


Федор САВИК Федор САВИК, музыкант, преподаватель ДШИ им. П.А. Серебрякова (Санкт-Петербург), первая труба Orchestra Beat, работает в Театре Консерватории,  Губернаторском оркестре, театре МузКомедии,  IP оркестре:

Интернет, безусловно, помогает привитию вкуса и популяризации джаза. В сети доступны аудио и видеозаписи, которые раньше мы и не мечтали услышать. Но привитие вкуса должно быть, если можно так выразиться, делом принудительным, как в телевизоре: включил и смотришь, впитываешь то, что для тебя выбрали. В интернете же человек сам выбирает, что смотреть. Редкий, искушённый пользователь ищет, находит и хорошую музыку, и интересные концерты. Но у большинства нет потребности в таком поиске. Их культурный голод удовлетворяется посредственной музыкой. Это общая проблема повсеместно в стране. Имхо публика, за редкими исключениями, не может  отличить хорошее и плохое исполнение. Для этого нужен опыт зрителя, огромный багаж выслушанных удачно и неудачно выбранных концертов. В идеале необходимо начальное музыкальное образование, которое в некоторых странах есть процентов у шестидесяти населения. Уверен, что наш слушатель рано или поздно придёт к хорошему культурному развитию. Наши люди очень открытые, темпераментные и эмоциональные, им присуща тяга к прекрасному, и у них нет другого выбора, кроме как стать профессиональными слушателями, либо блестящими музыкантами. Мы долго запрягаем, но быстро едем. Возможно наш культурный бум сейчас на стадии запрягания. В завершение скажу: интернет может и должен помочь именно поднятием таких вопросов и обсуждений, ведь если хочешь решить проблему, ты должен знать, что эта проблема существует. 





  P.S.
Лечите души джазом. Общение с хорошей музыкой сделает вас счастливыми. А счастье – залог общего благополучия.

Беседовал Никита Чудин

 
 
 

16+

©2020 ГТРК «Тверь». Наименование издания Вести-Тверь (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-73738 от 21.09.2018 г.,зарегистрировано Роскомнадзором). Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор сайта ГТРК «Тверь» - Куропаткин Дмитрий Сергеевич. Телефон редакции сайта 8 (4822)32-37-60. Электронная почта vesty-tver@yandex.ru. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет.