< >

Где музыка живет – на сцене или в интернете?

Где музыка живет – на сцене или в интернете?
Музыка не ведает языковых барьеров, она открыта миру и общается с ним с помощью звуков. Неслучайно ее называют языком души.  Люди, способные не только передавать свои мысли и чувства подобным образом, но еще и научить этому искусству других, достойны глубокого уважения и самых высоких похвал. Именно им сегодня всё внимание в рубрике Сети в Ответе.

Звуки музыки спасают нас от осенней хандры, подобно строкам из любимых книг. Или полотнам великих художников, глядя на которые отчетливо понимаешь, что и в желтом цвете увядания есть своя, особая прелесть. Знакомый мотив способен перенести нас в разные отрезки жизни, наполнив их реальностью пережитого когда-то, но ощутимого «здесь и сейчас» до самых мельчайших подробностей.  Музыка не ведает языковых барьеров, она открыта миру и общается с ним с помощью звуков. Неслучайно ее называют языком души.  Люди, способные не только передавать свои мысли и чувства подобным образом, но еще и научить этому искусству других, достойны глубокого уважения и самых высоких похвал. Именно им сегодня всё внимание в рубрике Сети в Ответе.

Нет, мы не станем рассуждать о бесконечном количестве песен, вышедших в свет и тут же забытых, в которых все, от мелодии до слов, пропитано сиюминутной конъюнктурой и суетой. Поговорим о настоящей Музыке, способной творить чудеса. 

На начало октября пришлись два знаковых праздника – Международный день музыки и День учителя. Соседство это не случайно. Сегодня у нас в гостях лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов, артисты, музыканты и педагоги, свято хранящие культурные традиции, беззаветно преданные своему ремеслу, в котором есть место и творчеству, и эксперименту, и открытиям. 

Как сохранить музыку?

- Скажите, как привить детям и взрослым вкус к музыке со смыслом и возможно ли это сделать в нынешних реалиях? Нужно ли принудительно вести детей на концерт в филармонию или пусть ребенок сам определяется со своими музыкальными пристрастиями, блуждая в лабиринтах интернета? Способен ли интернет повлиять на развитие хорошего музыкального вкуса?

Эмма Штуко Эмма Штуко (вокал), преподаватель Лихославльской детской школы искусств: 

Думаю, привить детям вкус к музыке со смыслом можно. Другой вопрос - как? Особенно в нынешних реалиях. В моем случае все было довольно предсказуемо, так как я росла в семье музыкантов. Постоянно находилась в той среде, где звучала музыка - вокальная, фортепианная. Мама, так как сама является оперной певицей, учила какие-то произведения, готовилась к концертам, и я буквально с самого рождения слушала это, запоминала, впитывала, и вот так приобщилась к музыке «со смыслом», меня никто не принуждал, все произошло естественно. Думаю, детям, которые живут в немузыкальных семьях, будет сложнее знакомиться и приобщаться к классике, но все-таки, устроить это знакомство возможно. Что касается привлечения ребенка к походу в филармонию или театр силой, я думаю, такой метод не продуктивен. Нужно начинать с чего-то легкого, ненавязчивого. К примеру, в филармонии идут детские спектакли, где исполняется хорошая музыка, конечно, не классика, но такая, что поможет заинтересовать юного слушателя. Я знаю много примеров, когда родители постепенно начинают с простых детских спектаклей, а потом ребятишки сами просятся пойти с родителями на концерт классической музыки. А вот давать полную свободу выбора музыки в интернете, я считаю, нельзя. Все-таки, интернет - это место, где можно найти не только что-то хорошее, но и плохое, пагубное для подрастающего поколения. Интернет способен повлиять на развитие музыкального вкуса, ведь именно в интернете можно посмотреть и послушать самые невероятные, интересные и красивые произведения музыкального искусства в прекрасном исполнении. Главное - знать, где и что искать. Ну и, как сохранить музыку? Нести ее в массы, я думаю. Привлекать слушателя, заинтересовывать его, учиться понимать музыку и доносить ее не только до ушей слушателей, но и до их сердец.


Герман Иванов Герман Иванов (барабаны), преподаватель Тверского колледжа культуры им. Н.А. Львова:

На мой взгляд, не следует категорично говорить о том, что в филармонии музыка только хорошая, а в интернете только плохая. Другое дело, как родители подходят к слушанию музыки дома. Для меня с детства это был сакральный процесс, было интересно не только просто слушать. Помню, как мне рассказывали об особенностях того или иного исполнителя или группы. Так, в Deep Purple можно услышать рок-орган, в The Beatles - чудесное многоголосие, и т.д.  Важно просто не относиться к музыке попустительски, как будто это фоновое радио с неинтересными новостями. Включение всех членов семьи в процесс прослушивания - это и есть осознание материала, и тут уже многие "сложные" вещи покажутся куда более простыми, и всем откроется чудесный мир музыки!




Алина Балашенкова Алина Балашенкова (фортепиано), преподаватель Тверского колледжа культуры им. Н.А. Львова:

На мой взгляд, музыкальную культуру человека формирует его окружение. Если в семье прививаются любовь и интерес к музыке, как виду искусства, если в образовательной среде проводится полноценное знакомство с музыкой, как одним из огромных пластов мировой культуры, если человека с самых ранних лет учат слушать, слышать и разбираться в музыке, то, мне кажется, он будет вполне способен отделить "зерна от плевел". Возможно, выбрав какое-то свое, более близкое ему направление в огромном музыкальном разнообразии, подготовленный слушатель или исполнитель со всем уважением и пониманием будет относиться и к остальному музыкальному наследию. 

Посещение филармонии, также как и театров, и музеев - личное дело каждого, исходя из потребностей и уровня развития культуры. Но, опять-таки, по своему личному убеждению, считаю, что познакомить ребенка с филармонией, вообще с музыкой в ее живом звучании, а также дать ему хоть начальное музыкальное образование, все же, стоит. Может быть, человек и не свяжет свою дальнейшую судьбу с музыкальным искусством, но отзывчивый, грамотный, понимающий слушатель из него получится наверняка. 

Интернет-пространство открывает нам двери в огромную «библиотеку», где каждому доступны как сокровища мировой музыкальной культуры, так и то, что сейчас называется «популярной музыкой». 

Что выберет каждый пользователь «всемирной паутины» – покажет не только привитый ему музыкальный вкус (или отсутствие его), но и общий уровень его культуры. 

Для того чтобы музыка как искусство, искусство серьезное, настоящее, смысловое не ушло в небытие, очень бы хотелось, чтобы в образовательном процессе уделялось внимание изучению музыкального наследия, наряду с литературой, живописью, архитектурой и т.д. 

А людям, посвятившим свою жизнь служению музыке, хотелось бы пожелать гордо нести знамя своего прекрасного вида искусства, быть для всех неким «маяком» в огромном музыкальном пространстве и, несмотря на все сложности, дарить своему слушателю настоящую Музыку.


Михаил Эунап Михаил Эунап (труба), преподаватель Тверского колледжа культуры им. Н.А. Львова:

Любое музыкальное произведение – это информация. Поэтому, чтобы привить вкус к музыке со смыслом, ее надо понимать, хотя бы на доступном конкретному слушателю уровне. Ребёнок, который с младшего возраста вместе с родителями слушает те или иные музыкальные сказки на основе произведений Римского-Корсакова, например, сможет формировать свои образы. Слушатель может быть не готов к каждому классическому произведению. А к современному, тем более. Поэтому, идеальной формой для восприятия музыки и детей, и взрослых являются интерактивные концерты, концерты-лекции, где простым, а не научным языком теоретиков рассказывается идея, образ произведения. Как правило, язык музыки может понять любой человек, независимо от того, носителем какого языка он является сам. Язык музыка доступен каждому человеку, и даже бунтарям-подросткам, потому что это язык эмоций и чувств. Надо только его изучать, как мы изучаем любой иностранный язык.

В нынешних реалиях это, конечно, возможно, но достаточно сложно, т. к. много лет в стране не было музыкального воспитания. Хотя в  советские годы, не говоря уже и о царской России, считалось обязательным умение играть на том или ином музыкальном инструменте. В СССР были оркестры в школах и даже на предприятиях. 

Нужно ли насильно вести детей в филармонию или дать ребёнку полную свободу на выбор музыки в интернете? Никакого насилия не должно быть. К филармонии ребенка необходимо готовить. Но надо четко понимать, что ему будет интересно. Некоторые концерты и взрослые не способны выдержать.

Сам по себе интернет не способен повлиять на формирование хорошего музыкального вкуса. Но он дает возможность человеку найти и выбрать то, что ему нравится, или посмотреть что-то новое и интересное. 

Как сохранить музыку? Об этом нужно думать вместе. Вопрос сложный, разноплановый. Здесь есть и духовная, и коммерческая составляющие.

P.S. Вот такие у нас сегодня гости. Слушая их, начинаешь верить, что второсортная «попса» и откровенная пошлость, если и не исчезнут вовсе, то хотя бы потеряют в какой-то степени свои потребительские рейтинги. И в этом, безусловно, «первую скрипку» должны сыграть тысячи педагогов и музыкантов, постигших универсальный язык человеческой души, умеющих отделять «зерна от плевел» и направлять нас по заветным тропинкам в чудесный мир Музыки. 

Беседовал Никита Чудин

16+

©2020 ГТРК «Тверь». Наименование издания Вести-Тверь (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-73738 от 21.09.2018 г.,зарегистрировано Роскомнадзором). Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор сайта ГТРК «Тверь» - Куропаткин Дмитрий Сергеевич. Телефон редакции сайта 8 (4822)32-37-60. Электронная почта vesty-tver@yandex.ru. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет.