Деспотизм и тяга к свободе: Тверской театр кукол сыграл спектакль «Дом Бернарды Альбы»
Действие разворачивается в консервативной Испании начала XX века. Бернарда Альба хоронит своего второго мужа и объявляет восьмилетний траур. Отныне никто из её трех дочерей – Ангустиасы, Мартирио и Аделы – не может выйти замуж или даже заговорить с мужчиной. Девушки оказываются заперты в доме наедине со своими страстями и влечениями. Еще одна «запертая» героиня — Мария Xосефа, сумасшедшая мать Бернарды, которая говорит то, о чем не осмеливаются сказать ее внучки, она кричит: «Я хочу уехать! Я хочу мужчину! Бернарда, выпусти меня! Я хочу выйти замуж!».
В спектакле фигурирует один мужчина – Пепе Римлянин, жених старшей сестры. Но на сцене он не появляется. В Пепе влюбляются все дочери Бернарды, он для них – символ свободы. Озлобленность на родительницу и на порядки в доме, вынужденное затворничество влекут за собой трагедию: Адела, устраивающая бунт против деспотичной матери, кончает жизнь самоубийством.
Режиссер спектакля – художественный руководитель Малого театра кукол Санкт-Петербурга Чакчи Фросноккерс – уже знаком тверскому зрителю. В театре кукол играют его постановки «ФРИДА.MEMORIA», «Журавлиные перья» и другую премьеру нынешнего сезона – «Сказку о Мертвой царевне и семи богатырях». Эти работы привнесли свежую струю в тверскую театральную жизнь благодаря удивительному таланту постановщика, который предлагает зрителю концептуальный нарратив, насыщенный образами, метафорами, неожиданными, удивительно точными режиссерскими решениями.
По-своему увидел Чакчи Фросноккерс и пьесу Лорки «Дом Бернарды Альбы»: в спектакле всех женщин играют актеры. Этот приём усиливает трагизм происходящего, подчеркивает контраст между внешней силой и внутренней хрупкостью персонажей. Зрители видят блеск слез и дрожь губ Мартирио в исполнении Александра Станько, слышат, как Александр Царьков, играющий Бернарду, властным шёпотом обращается к дочерям, и сопереживают Аделе, роль которой исполнил новый актер театра Петр Голованёв, студент третьего курса Тверского колледжа культуры.
«Эта испанская пьеса XX века написана для них, артистов Тверского театра кукол. Я не поставлю это у себя, в другом театре, а эта труппа потянет – настолько силен внутренний темперамент», – делился режиссер перед премьерой.
Куклы, созданные для спектакля художницей Улей Елизаровой, гротескны, с печальными глазами и опустошённым взглядом. Они безжизненные, появляются на сцене, когда нужно обсудить быт, сплетни и приданое.
Визуальный язык спектакля, свет и музыка, актеры погружают зрителя в удушающую атмосферу дома Бернарды Альбы. Это впечатление усиливается за счет того, что пространство сцены благодаря выстроенному помосту уходит глубоко в зрительный зал. Этот помост становится метафорой площади и ее реальным воплощением, местом, где разворачиваются ключевые события спектакля. Именно отсюда делает шаг в вечность Адела - яркая, страстная, свободная, жаждущая любви. Ничего этого в ее жизни не было и быть не могло: жестокие социальные рамки, тирания матери, ложь и лицемерие губят все живое, особенно жизнь, которая только начинает расцветать…
«Этот спектакль потрясает до глубины души! Актеры настолько живо передают боль и страсть, что невозможно оторваться — их игра заставляет переживать каждую секунду. Это было не просто зрелище, а настоящее эмоциональное потрясение, которое останется со мной надолго!» — поделилась одна из зрительниц после спектакля.
Текст: Лилия Давтян. Фото: Дарья Белова | Вести Тверь