Битва за Москву: история Галины Макеевой
Обычный воскресный день 22-го июня 41-го навсегда разделил жизнь на «до» и «после». Страшные события 80-летней давности Галина Михайловна помнит, словно это было вчера. Как по улицам столицы стройными рядами потянулись колонны военных и техники.
Галина Макеева: «Я должна сказать, что для меня война началась с самого первого дня. И я сразу почему-то, когда объявили войну, поняла, что это что-то страшное».
На хрупкие плечи женщин, стариков и детей тяжёлым грузом легла оборона столицы. С первых дней войны Галя Макеева рыла окопы, траншеи, таскала мешки с цементом. Также, как и другие девчонки и мальчишки.
«Я вот помню, когда я рыла эти окопы, и около меня вдруг смотрю мальчик, говорю: сколько тебе лет? - 10. А рыть окопы нам тоже немцы не давали. Они же налетали, и я помню. Они обстреливали, сбрасывали в основном листовки. А мы их не брали, конечно. Но я вот лежала на земле, куча листовок и на них написано: Дамочки, - в основном, рыли же женщины, - Дамочки, не ройте ямочки, проедут наши «таночки», задавят вас в этих ямочках».
Но так называемые агитки - не самое страшное. Зажигательные бомбы - приговор для деревянных домов, Галина Михайловна как раз жила в таком. Стала частью пожарной команды, словно живой щит державшей оборону столицы.
«Вот её ловишь, она прыгает и искры летят. Кое-как её или в песок, или в бочку с водою».
По пояс в грязи, под дождём и снегом, на холодном ветру - с утра и до глубокой темноты делали всё, чтобы не подпустить противника к сердцу России. А ночью также, на ногах, в ожидании заветной награды - 400 граммов бесценного хлеба.
«И стоим мы в этой темноте с вечера, с 8 и до утра. Чтобы получить этот хлеб. Но в очереди такая была тишина, никто не роптал, никто не шумел, все только так стоят, потихоньку вздохнут и: скорее бы закончилась война. А это было только начало».
Полгода круглосуточной обороны, ценой невероятного мужества Москва была спасена. 5 декабря началось контрнаступление советских войск, противник стал дальше на 150-300 километров от столицы. Галина Михайловна продолжила помогать уже на заводе, но тут её выдернули из тыла на фронт, в самое пекло.
«Меня вот выучили на разведчика по опознаванию самолётов. А что такое разведчик по опознаванию самолётов? Это куда поставят, и ты должна, значит. В 4 часа ночи обычно или это, можно сказать, утро в 4 часа. Немецкие самолёты вылетают. И куда-то меня ставят в лес или в поле и где находят нужным. С радистом и вот я, значит, наблюдаю небо».
На её счету ни один десяток распознанных самолётов противника. Несмотря на все тяготы, Галина Михайловна прошла всю войну, с дивизионом дошла до Восточной Пруссии и 9 мая 45-го, как и тысячи счастливых выживших, встретила День Победы.
«У меня страха не было. Я не понимала, как следует, молодая, думала - вечно буду жить и меня никто и ничто не может уничтожить».
Она остаётся душой компании, пишет книги, поёт. Больше 20 лет Галина Макеева живёт в Твери. И продолжает рассказывать потомкам о том, каково это - увидеть войну своими глазами.