170 лет назад из Москвы в Санкт-Петербург отправился первый поезд
Паровой локомотив с дымом и ужасным грохотом на небывалой скорости врывается в жизнь человека XIX века. Железнодорожное сообщение между столицами - проект затратный и прорывной. В народе распространяют как бы сейчас сказали фейки: 30 км в час и даже больше – человек не перенесет такие перегрузки.
Строили одновременно двумя дирекциями – южная в Вышнем Волочке затем в Твери под руководством инженера Николая Крафта, северную в Чудове возглавлял Павел Мельников. Путь прокладывают ровно по прямой, только в одном месте небольшой изгиб у станции Веребье – сложный рельеф заставил пойти в обход. В народе сразу же придумали легенду: якобы Николай I провел на карте линию по линейке, и вовремя не убрал палец, - ослушаться государя не посмели, так и построили. Соединились участки ровно посередине в районе никому до этого неизвестного населенного пункта Бологое.
Станции на всем протяжении были 4 классов. Вокзалы высшего первого класса – через каждые 150 верст – это максимальный пробег локомотива в те времена. Так раз на таком отдалении от Москвы – Тверь.
Все помещения станций Николаевской дороги делятся на классы. Например, в императорских комнатах останавливались монархи. Со временем остановок стало меньше и необходимость в таких комнатах отпала.
Трасса получилась на 70 верст короче, чем шоссе. Всего 645 километров. Путь занимал 21 час и 45 минут. На карете из Петербурга до Москвы в лучшем случае при хорошей погоде добирались за 4 дня.
Павел Иванов, краевед, градозащитник: «Людям, привыкшим к телегам и дилижансам с деревянными скамьями и практически без удобств, комфорт был невероятный. Вагон первого класса имел печь, что само по себе потрясающе. Печь! Если пассажир подмерзал, можно было нагреть кирпич или что-нибудь тёпленькое и положить себе в ноги».
Выгода была и в цене поездки: первый самый дорогой класс на поезде обходился в 19 рублей, а ведь еще Александр Сергеевич Пушкин за билет до Москвы в дилижансе отдавал все 95.