< >

В Тверском регионе уголовно-исполнительная система России отмечает юбилей

В этом году исполняется 140 лет исполнительной системе России. В исправительных учреждениях и следственных изоляторах Тверской области сейчас содержится около 8 тысяч осуждённых.

В этом году исполняется 140 лет исполнительной системе России. В исправительных учреждениях и следственных изоляторах Тверской области сейчас содержится около 8 тысяч осуждённых.

Основные преступления, которые совершили те, кто сегодня находится за колючей проволокой - сбыт, употребление и распространение наркотических веществ, кражи, разбои, телесные повреждения разных степеней тяжести. Среди отбывающих наказание в местах лишения свободы на территории Тверской области - осужденные разных возрастов. Режим дня жесткий, один из основных методов перевоспитания так называемого спецконтингента - трудовая занятость. В колониях созданы центры трудовой адаптации и мастерские. На производстве работает почти половина осужденных, исключение составляют только инвалиды, а также возрастные: женщины старше 55 и мужчины в возрасте от 60 лет. Они привлекаются к труду по их согласию, о котором заявили в письменном виде.

«В принципе трудовая адаптация она и подразумевает привитие трудовых навыков осужденных, чтобы они, уже освободившись из мест лишения свободы, могли спокойно себя чувствовать в обществе, могли трудоустроиться в тех или иных организациях», - рассказал Андрей Дыба, главный инженер УФСИН России по Тверской области.

Несмотря на суровые дисциплинарные законы, нормы трудового кодекса здесь не нарушают. За их соблюдением строго следят прокуратура и другие контролирующие органы. В местах лишения свободы Тверской области 40-часовая рабочая неделя, как и положено на территории всей Российской Федерации с перерывом на прием пищи и отдых. Исправительная колония №10 в поселке Металлистов под Тверью, в основном, славится металлообработкой - изготавливают подшипники, полотенцесушители, офисные стулья. А вот, к примеру, ограждения для московского метрополитена. Здесь можно увидеть, в отличие от свободы, и множество мужчин за швейными машинками. Большей частью осужденные шьют тапки, спецодежду. Производство многопрофильное. Сейчас на нем заняты почти 800 человек. Многие, кто попал сюда, не имели никакой профессии, осваивать рабочие специальности пришлось уже не на свободе. В основном, это слесари, токари, электрики. Объем производства продукции в 10-й колонии в 2018 году превысил 140 миллионов.

«У нас на сегодняшний момент все отапливаемые производственные цеха заняты. С уже давно работающими контролерами развиваем ассортимент товара для увеличения объемов. Примерно на 10 миллионов в этом году планируем увеличить объемы производства за счет увеличения ассортимента своим заказчикам. Ассортимент по стульям, ассортимент по полотенцесушителям, выпуск гранулы увеличим, количество швейной продукции за счет увеличения производительности труда», - рассказал Игорь Подейко, заместитель начальника ФКУ ИК-10 - начальник Центра трудовой адаптации осужденных.

Продукция, изготовленная спецконтингентом Тверской области, расходится по всей России, продают уже сами фирмы-заказчики. В основном, эти изделия можно встретить в торговых сетях, но многие покупатели и не подозревают, чьими руками они изготовлены. По качеству вещи не отличаются от тех, что вышли из обычных производств на свободе. Для того, чтобы был спрос, здесь строгий контроль за соблюдением всех технологических требований. Большей частью среди заказчиков, конечно, государственные учреждения, но немало и частников.

«Для того, чтобы привлечь сторонних заказчиков на наши площадки, мы ежегодно проводим мероприятия, собираем в аппарате Управления, в прошлом году мы практиковали на базе одного из учреждений, т.е. собирали представителей бизнес-сообщества и муниципальной власти, руководителей бюджетных организаций для того, чтобы себя позиционировать как производителей определенных видов товаров», - отметил Андрей Дыба, главный инженер УФСИН России по Тверской области.

Не так давно в 10-й колонии освоили переработку пластикового мусора. Отходы сортируют, моют, дробят и на специальном оборудовании превращают в гранулы. На этом производстве задействованы 40 осужденных.

«Пластик перерабатывается в гранулы, гранулы идут, поступают на трубные заводы, на термопласты, где выпускается пластиковая труба, шпатели и другие виды пластмассовой продукции. Гранулы - это еще полуфабрикат для дальнейшей переработки, когда выходит готовая продукция, и там уже она экологически чистая. На рынке в настоящее время есть определенный дефицит сырья входящего по отходам, чтоб перерабатывать. Вот сколько находим, столько перерабатываем в гранулы», - рассказал Игорь Подейко, заместитель начальника ФКУ ИК-10 - начальник Центра трудовой адаптации осужденных.

На это производство у исправительного учреждения большие планы. Сейчас перерабатывают около 50 тонн мусора, из которого получается 20 тонн гранул. Мощности позволяют увеличить объемы вдвое. Тем более что это перспективное направление: Федеральная служба исполнения наказаний обратилась к Федеральному Собранию с инициативой о трудоустройстве осужденных именно в сфере переработки мусора и сортировки твердых коммунальных отходов. Сейчас сюда привозят отслуживший свой срок пластик из Владимирской области, здесь надеются, что в ближайшее время поставки на переработку будут и из Тверской.

«Со своей стороны УФСИН России по Тверской области обратилось в профильные министерства области с целью получения дополнительных объемов по переработке пластика и также по переработке твердых коммунальных отходов. Повторюсь, что нам необходимо на данный момент еще порядка 50 тонн пластика, мы 50 тонн перерабатываем и еще 50 с удовольствием готовы переработать. Также у нас есть ряд учреждений в области, как в Торжке, Бежецке, где в настоящее время имеются свободные производственные площади, где у нас есть нетрудоустроенные осужденные, где мы с удовольствием бы привлекли как коммерческие организации, так и муниципальные структуры к переработке твёрдых коммунальных отходов», - рассказал Александр Карев, начальник отдела трудовой адаптации осужденных УФСИН России по Тверской области.

Но несмотря на стремление достичь высоких производственных показателей, здесь никто не забывает о том, что это все-таки зона. И работа на производстве для спецконтингента - не только занятость, но и возможность погашать исковые обязательства, которые на многих отбывающих наказание возложил суд. Каждый, кто стоит у станка, получает зарплату не ниже минимального размера оплаты труда, для разных изделий свои нормативы выработки, часть дохода уходит государству или на оплату алиментов. При этом обязательно строгое соблюдение распорядка дня. Здесь регламентирован даже сон. К примеру, находиться в кровати днем имеют право только осужденные, которые вернулись после ночной смены. За любые дисциплинарные нарушения провинившийся несет наказание.

«Предусмотрено: устный выговор, выговор, штрафной изолятор, признание злостным нарушителем режима содержания, водворение в посещение камерного типа и единое помещение камерного типа. В настоящий момент число спецконтингента, содержащегося на строгих условиях содержания за последние 2 года резко снизилось. Если в 2016 году было около 70 осужденных, что в настоящий момент 14 на строгих условиях содержания. Осужденные стремятся выйти на обычные условия содержания, выйти на производство. Работать, не терять социальные связи», - отметил Михаил Рыбалко, начальник ФКУ ИК-10 УФСИН России по Тверской области.

Проверка спецконтингента обязательно три раза в день - после подъема, в обед и вечером. Еще раз ночью. Для предотвращения побегов. Сейчас, к примеру, здесь одновременно стоят почти 600 осужденных. Зрелище не для слабонервных. Сотрудников, которые ведут перекличку, для сравнения, всего несколько человек. И с виду кажется, они ничего не боятся. Эти специалисты подготовлены к любым ситуациям, которые в любой момент могут возникнуть на данной огороженной территории.

«Здесь случайных людей нет. Если человек сюда пришел, остался и продолжает служить, это человек с определенным стержнем, и вот этот стержень ведет его и по службе, и по жизни», - рассказала Галина Куликова, начальник отдела кадров и работы с личным составом ФКУ ИК-10 УФСИН России по Тверской области.

В Тверской области есть учреждения, которые старше 140-летней официальной истории уголовно-исполнительной системы. Большую историю имеют следственные изоляторы во Ржеве, Кашине и Твери. В 1768 году во времена Екатерины Второй в Ржеве был построен тюремный замок, в котором временно содержались беглые крепостные крестьяне. Во время Великой Отечественной войны здесь содержались даже пленные немцы. Сегодня это СИЗО №3. За несколько десятков лет методы перевоспитания, которые использовали в старейших учреждениях уголовно-исполнительной системы, заметно изменились.

«Методы были самые разнообразные. Мы уже не беремся судить, что было раньше, по исторической справке, вы, конечно, можете посмотреть, что люди ходили в кандалах и большие цепи были. Вот, к примеру, при раскопках во ржевской тюрьме были найдены объекты, вот, допустим, старый топор, которым работали крупостные, молоток, старые ключи, которыми запирали замки на кандалах и непосредственно цепь. Конечно, сейчас такими методами уже никто не занимается, все-таки мы живем в правовом поле и у нас другие электронные средства надзора за осужденными. Было бы очень странно, если человек идет по городу и тащит на себе большое ядро на цепи». – рассказал Александр Усачёв, старший инспектор отделения социальной и воспитательной работы с личным составом УФСИН России по Тверской области.

А это нынешняя женская колония в Вышнем Волочке. Она сформировалась на месте первой на территории региона пересыльной политической тюрьмы, которую открыли еще в 1878-ом году. В разное время здесь содержались рабочие, крестьяне и даже интеллигенция. Среди известных заключенных - писатель Владимир Короленко, поэт Иннокентий Анненский. Во второй половине 20 века вышневолоцкая колония приобрела статус женской. Сегодня она общего режима с лимитом наполнения в 641 осужденную, и здесь отбывают наказание только те, кто лишился свободы впервые, - чуть меньше пятисот человек, в основном, в возрасте от 25 до 45 лет, но есть и пожилые. Никакой нарядных костюмов. Одежда строго по форме, которая установлена УФСИН России для тех, кто преступил закон. Многие из этих женщин, как и осужденные мужчины, для того, чтобы работать и выплачивать исковые требования, осваивают профессии тут же.

«Все осужденные у нас имеют возможность трудиться, получить профессию, нет ни одной осужденной, которая выходит у нас без профессии, без удостоверения о том, что она эту профессию получила. 90% это швейное производство, профессия швеи, а также у нас на базе нашего учреждения работает филиал профтехучилища, в котором у нас готовят еще и поваров», - рассказала Анна Смирнова, начальник ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тверской области, подполковник внутренней службы.

Производство здесь, как и в мужских колониях - основная возможность заработать осужденным и исправительному учреждению в целом. Женщины занимаются раскройкой изделий и пошивом. Некоторые участки производства можно было бы и автоматизировать в большей степени, но в исправительной колонии в этом особой необходимости нет. Основная задача - трудоустроить как можно большее количество осужденных. Поэтому ручной труд здесь норма. Шьют как по частным заказам, так и по государственным: это вещевое имущество для осужденных и сотрудников уголовно-исполнительной системы, МВД и даже Федеральной службы охраны Президента. Ассортимент широкий, но все же ориентируются на спецодежду и одежду для силовых структур.

«Каждый костюм по своей технологии производится. Осуществляется строгий контроль со стороны мастерского состава. Помимо производства у нас действует своя лаборатория, в которой производятся и конструируются данные виды изделий. Сотрудники производственных служб также осуществляют контроль качества выпускаемых изделий. Все изделия проходят через брак-стол и через руки контролера ОТК, который, видя какой-то малейший сбой либо брак, допущенный в изделии, возвращает данное изделие на переделку, т.к. борьба за качество в условиях современного рынка является одним из основных приоритетов, которые предъявляются к швейному производству», - отметила Екатерина Михайдарова, заместитель начальника ФКУ ИК-5 - начальник Центра трудовой адаптации осужденных.

В 2018-ом объем производства осужденных 5-й колонии составил 85 миллионов рублей. Говорят, достаточно много. Если посчитать, за этот период швеи выпустили около 209 тысяч изделий, а это почти 18 тысяч в месяц.

«Отрабатывая здесь свои навыки, в первую очередь, качество пошива, скорость пошива, освоение новых технологий, любая осужденная, устроенная у нас швеей, может с легкостью найти работу на свободе после освобождения», - рассказала Екатерина Михайдарова, заместитель начальника ФКУ ИК-5 - начальник Центра трудовой адаптации осужденных.

В отличие от мужских производств, в женской колонии трудятся не 5, а 6 дней в неделю, включая субботу. При этом нормы законодательства также соблюдаются. Рабочие дни короче, в сумме положенные 40 часов.
За последние несколько лет во всей уголовно-исполнительной системе России быт осужденных также стараются улучшить. Несмотря на то, что за колючей проволокой находятся те, кто преступил закон, условия их содержания, считают здесь, все же должны быть человеческими. Так, в вышневолоцкой колонии отремонтировали сантехнические узлы, обновили гидроизоляцию, в некоторых помещениях провели косметический ремонт. В 2019-ом планируют положить свежий кафель в помещении для приема пищи. Но главное для женщин - соблюдение гигиены. Чтобы предотвратить распространение возможных заболеваний, в этом их здесь никто не ограничивает.

«У осужденных в каждом отряде есть душевые кабины. Помимо того, что они могут посетить банно-прачечный комбинат не реже 2 раз в неделю по законодательству, еще в других колониях этого нет у нас в каждом отряде есть душевые кабины, которыми осужденные могут пользоваться в свободное от работы время. Потому что это женщины, гигиена, санитария, для них это необходимо», - рассказала Анна Смирнова, начальник ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тверской области, подполковник внутренней службы.

Официальной статистики нет, но считается, что не меньше 20%, а то и половина, осужденных рано или поздно возвращаются в места лишения свободы вновь. За повторное нарушение закона условия содержания уже жестче. Но есть и такие, кого это устраивает: постоянная крыша над головой, стабильное питание и даже работа. Хотя вступлением в силу нового федерального законодательства в тех, кого полностью лишают свободы, меньше. В 10-й исправительной колонии, к примеру, сегодня содержится не так много осужденных, как было еще пару лет назад.

«Я думаю, что это обусловлено альтернативными видами наказания. Такие, как исправительные работы, исправительные центры. Уголовная статья 80 Уголовного кодекса заработала», - отметил Михаил Рыбалко, начальник ФКУ ИК-10 УФСИН России по Тверской области.

Такой исправительный центр около полугода назад создан при колонии №1 в Больших Перемерках. У осужденных, которые положительно характеризовались во время отбывания наказания впервые, появилась возможность по решению суда получить послабление в условиях своего содержания. Принудительные работы сроком до 5 лет сегодня предоставляются как альтернатива лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление, совершенное впервые. Возможность самостоятельно готовить пищу, покупать продукты питания, смотреть в свободное время телевизор и главное, работать на предприятиях Тверской области, с которыми заключены договоры, - преимущества, которые перед обычными заключенными имеют отбывающие наказание здесь.

«Т.к. данный вид наказания не связан с лишением свободы, и также в порядке ресоциализации осужденных, вид наказания данных осужденных кардинально отличается от лишения свободы. Этим осужденным разрешено пользоваться мобильной сотовой связью и покупать без ограничения продукты питания, вещи. Также разрешены с письменного разрешения начальника исправительного центра выезды в город для решения социальных и других бытовых проблем. Что касается основной функции исправительного центра, это конечно же трудоустройство осужденных», - рассказал Дмитрий Домин, начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тверской области.

Несмотря на щадящие условия отбывания наказания, лишиться их осужденный может в любой момент и за нарушение правил содержания даже вернуться обратно в колонию.

«Три наказания незначительных могут потянуть за собой нарушения значительные, т.е. осужденный может признаться злостным нарушителем, как в колониях. Таким образом, злостный нарушитель помещается в помещение для нарушителей на срок до 15 суток. Там гораздо меньше возможностей и свободы. По сути это тюремная камера. Все это в руках, осужденных», - отметил Андрей Качурин, начальник УФИЦ при ФКУ ИК-1.

Пребывание в исправительном центре может быть не только наказанием, назначенным судом, но и поощрением тех, кто уже находится в колониях, а также ужесточением режима содержания осужденных, уклоняющихся от отбывания наказаний, которые не связаны с лишением свободы.

Несмотря на специфичность уголовно-исполнительной системы, проходить службу здесь считается престижным. Людей, крепких, прежде всего, психологически, здесь привлекают гарантии, которые предоставляет государство.

«Прежде всего, это стабильная гарантированная заработная плата, которая не задерживается при любых условиях она выплачивается, т.е. это стабильное денежное довольствие, это ряд социальных гарантий, одна из которых это выплата единовременного пособия на приобретение жилья после определенного количества выслуги лет и, естественно, сейчас наиболее актуально, это то, что сейчас достаточно 12,5 лет для сотрудника нашей системы для того, чтобы получить право на пенсию», - рассказала Галина Куликова, начальник отдела кадров и работы с личным составом ФКУ ИК-10 УФСИН России по Тверской области.

«С кандидатами, которые приходят для поступления на службу, проводится психологическая работа как сотрудниками учреждения, так и сотрудниками Управления. Сотрудники изучаются, в том числе, на стрессоустойчивость. При приеме на службу за принятыми сотрудниками закрепляются наставники как из числа действующих сотрудников, так и наши ветераны учреждения, которые передают с большим удовольствием им свои знания, опыт», - рассказала Наталья Иванова, заместитель начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тверской области.

Как говорят сотрудники исправительных учреждений, работы им хватит еще на годы вперед. Во все времена были и будут люди, способные преступить закон, не опасаясь последующего наказания. Но в то, что преступников в России, и в частности Тверской области, станет меньше, здесь все же не перестают верить.


16+

©2020 ГТРК «Тверь». Наименование издания Вести-Тверь (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-73738 от 21.09.2018 г.,зарегистрировано Роскомнадзором). Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор сайта ГТРК «Тверь» - Куропаткин Дмитрий Сергеевич. Телефон редакции сайта 8 (4822)32-37-60. Электронная почта vesty-tver@yandex.ru. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет.